No Image

Что такое перемычка в отоплении

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
11 марта 2020

Байпас (шунт) для системы отопления – это элемент трубопровода, который монтируется параллельно радиатору или циркуляционному насосу (ЦН) для прохождения теплоносителя (ТН) в обход отопительного прибора.

Описание

Изготавливается в двух вариантах:

  • В виде перемычки из трубы, которая соединяет подачу и обратку перед прибором отопления.
  • Как элемент узла подключения радиаторов с нижней подводкой, выполненный в одном корпусе с подающим и отводящим патрубком.

Дополнительно может оснащаться запорно-регулировочной арматурой:

  • шаровым краном для перекрытия;
  • трехходовым краном для распределения потока ТН между шунтом и батареей;
  • обратным клапаном для пропуска ТН по шунту только в одном направлении.

Устройство предназначено:

  • для сохранения общей циркуляции теплоносителя при выходе из строя батареи или ЦН;
  • для регулирования потоков ТН через батарею и шунт (для балансировки теплового режима).

Применение в батареях с однотрубной системой

В такой системе все отопительные приборы крепятся последовательно: выход одной батареи соединяется со входом другой. Однотрубная система имеет ряд недостатков:

  • К последней батарее в цепочке ТН подходит уже охлажденным.
  • При выходе из строя одной батареи циркуляция ТН прекращается.

Для устранения этих недостатков однотрубную систему оборудуют шунтирующими перемычками, соединяющими подачу и обратку:

  • К последним батареям подходит часть нагретого ТН, который прошел через перемычки.
  • При выходе из строя батареи или ее отключении отсечными кранами ТН циркулирует в обход по перемычке.

Применение в двухтрубной системе

В двухтрубной системе все батареи подключены параллельно к стоякам подачи и обратки.

Выход из строя одного радиатора не сказывается на работоспособности других, поэтому байпас не применяется в двухтрубной системе: его установка параллельно прибору отопления равносильна перемычке между подачей и обраткой, что ухудшает циркуляцию и температурный режим.

Разновидности байпасов

Существует несколько разновидностей байпасов для использования в отопительных системах.

Нерегулируемый

Выполняется в виде шунтирующей перемычки-обвода. Запорно-регулирующая арматура (кран или обратный клапан) на перемычке отсутствует.

Принцип действия

  • Часть горячего ТН, прошедшая через обвод, подмешивается к потоку на выходе батареи и повышает температуру ТН, поступающего на вход следующей батареи.
  • При выходе из строя отопительного прибора поток ТН идет в обход батареи, сохраняя циркуляцию.

Особенности

  • При вертикальной разводке диаметр обвода на шаг меньше диаметра подводящих труб.
  • При горизонтальной разводке обвод по диаметру совпадает с подающей трубой, а диаметр отводов вверх по батарее на шаг меньше (нагретый ТН стремится вверх).
  • Устанавливают по возможности ближе к батарее (рядом с отсечными кранами).

Управляемый вручную: что это такое

Для ручного регулирования потока ТН через байпас на нем устанавливается либо шаровой кран для перекрытия, либо трехходовой кран в месте пересечения обвода и подающей трубы к радиатору.

Принцип действия

Трехходовой кран имеет три положения:

  1. перекрывает обвод и направляет весь поток ТН в радиатор;
  2. перекрывает подвод к радиатору и открывает обвод для потока ТН (положение для ремонта или замены радиатора);
  3. открывает для ТН оба пути: к батарее и по обводу.

Особенности

  • Кран на байпасе рядом с батареей устанавливают обычно с целью перекрытия перемычки при плохо греющем радиаторе. Но такое решение технически неграмотно — поток через обвод приблизительно равен потоку через одну секцию радиатора, поэтому значительного повышения температуры батареи не произойдет.
  • В частном доме шаровой кран устанавливают параллельно с ЦН на трубе обратки. Кран закрыт при работе насоса, и открывается вручную при выходе насоса из строя или при его замене для восстановления циркуляции.

Внимание! В многоквартирном доме с однотрубной системой кран на радиаторном байпасе устанавливать запрещено. Он может привести к нарушению циркуляции и пониженной температуре теплоносителя, поступающего в соседние квартиры.

Автоматический, как работает с насосом

Устанавливается параллельно с ЦН. На шунтирующей трубе монтируется обратный клапан для автоматического восстановления циркуляции через обвод при остановке ЦН.

Принцип действия

Байпас с дифференциальным (шариковым) клапаном устанавливают параллельно с ЦН на вертикальной трубе подачи теплоносителя от котла.

При работе насоса часть потока прижимает резиновый шарик к воронке и закрывает проход ТН по шунтирующему трубопроводу.

При выключении насоса шарик поднимается под давлением потока ТН по трубе подачи и открывает проход для ТН по байпасу.

Байпас с лепестковым обратным клапаном устанавливают параллельно насосу на горизонтальной трубе обратки (в гравитационной системе). Шторка (лепесток) клапана прижимается к уплотнителю под действием потока от насоса, закрывая байпас. При остановке насоса лепесток отходит от уплотнителя (открывается) под действием гидравлического давления обратки, восстанавливая циркуляцию.

Важно! Требуется периодически проверять работоспособность обратного клапана, чтобы он не забился отложениями и грязью.

Обратный клапан обычно монтируют на основной трубе (подачи или обратки). Отводы от основной трубы к ЦН делают на два размера меньше в диаметре.

Варианты использования

Байпасы имеют несколько назначений.

Регулировка температуры в радиаторе

Для регулирования температуры в системе с байпасом на отопительный прибор (после отсечного крана) устанавливают элементы:

  • Регулировочный вентиль для ручного изменения температуры. При повороте ручки изменяется площадь проходного отверстия в вентиле. Соответственно меняется и количество ТН, поступающего в отопительный прибор и его температура.
  • Клапан с термоголовкой для автоматического изменения температуры. Регулятором задается положение, соответствующее желаемой температуре. Чтобы повысить температуру, клапан переводится в положение «открыто», и пропускает ТН для нагрева отопительного прибора. В противном случае клапан переводят в положение «закрыто», чтобы отопительный прибор охладился.

Оба элемента регулируют поток теплоносителя через отопительный прибор, направляя его избыток в обход радиатора через шунтирующую перемычку.

Работа без электроснабжения

Если гравитационная система отопления оборудована ЦН с байпасом, то при отключении электроэнергии циркуляция ТН продолжается через обвод. При обратном клапане на байпасе это происходит автоматически, шаровой кран требуется открыть вручную.

Внимание! Если шаровой кран не открыть вовремя при остановке насоса (в то время как твердотопливный котел будет работать), то это может привести к нарушению циркуляции и повреждению котельного оборудования.

Поэтому для ЦН устанавливают источник бесперебойного питания со временем автономной работы в 5—10 минут. Этого достаточно, чтобы успеть открыть кран после отключения электроснабжения.

Усовершенствование однотрубной системы

Для комплексной модернизации однотрубной системы применяют технические решения:

  1. Оборудуют каждый радиатор в доме шунтирующей перемычкой и клапаном с термоголовкой для равномерного нагрева всех отопительных приборов.
  2. Каждый стояк после последней батареи оборудуют специальным термостатическим регулятором с выносным термодатчиком. Когда регуляторы на батареях по стояку закрыты, температура обратки выше расчетной. Чтобы напрасно не расходовать нагретый ТН, термостатический регулятор перекрывает стояк. Это позволяет сбалансировать все стояки в доме по расходу ТН в зависимости от температуры.

В результате комплексной модернизации реальный расход ТН может уменьшиться с 500 литров в час до 100 литров в час при сохранении комфортной температуры.

Выбор байпаса для отопления

  • Радиатор в однотрубной системе рекомендуется шунтировать перемычкой в виде отрезка трубы между подводом и отводом к радиатору.
  • ЦН, устанавливаемый вертикально на подачу от котла, шунтируется автоматическим байпасом с дифференциальным (шариковым) клапаном на подающей трубе. Основной производитель дифференциальных клапанов — Invena (Польша).
  • ЦН, устанавливаемый горизонтально на обратку, шунтируют байпасом с шаровым краном или с обратным лепестковым клапаном.

Примерная стоимость

Ориентировочная цена элементов прибора:

  • дифференциальный (шариковый) клапан 1+14" Invena ZZ-10-025500 руб;
  • горизонтальный лепестковый клапан Itap 1+14"825 руб;
  • шаровой кран 1+14"950 руб.
Читайте также:  Как правильно приготовить фаршированные перцы в духовке

Как правильно сделать установку своими руками

Из материалов потребуется:

  • сгон 1+14" 200 мм в сборе с муфтой и контргайкой — 1 шт.;
  • резьбовые отводы 34"2 шт.;
  • шаровой кран 34"2 шт.;
  • грязевик 34"1 шт.;
  • уголки 34"2 шт.;
  • циркуляционный насос 34"1 шт.;
  • шаровой кран 1+14"1 шт.;

Процесс монтажа:

  1. Собрать обвязку ЦН (насос, уголки, краны, грязевик, резьбовые отводы).
  2. Разрезать сгон на две половинки примерно в середине центрального участка (без резьбы).
  3. Обе половинки подсоединить к крану 1+14".
  4. Разметить и выполнить отверстия на половинках сгона под отводы 34" к ЦН.
  5. Разобрать собранную обвязку ЦН.
  6. Приварить отводы 34" к половинкам сгона.
  7. Окончательно собрать обвязку ЦН с герметизацией резьбовых соединений.
  8. Регулировкой муфты сгона выставить расстояние, достаточное для установки ЦН с прокладками (сам насос не устанавливать). Запаковать муфту и законтрить контргайкой.
  9. Вырезать из трубы обратки участок (для приварки байпаса).
  10. Приварить собранный обвод к участку трубы обратки.
  11. Установить ЦН.

Нужен обратный ли клапан

Клапан нужен при монтаже шунтирующей перемычки с ЦН в гравитационной системе отопления для автоматического запуска естественной циркуляции при выключении ЦН.

Можно ли ставить кран

Кран нужен при монтаже шунтирующего узла с ЦН на трубе обратки для ручного запуска циркуляции при остановке ЦН.

Фото готовых конструкций

Фото 1. Байпас в виде перемычки, соединяющий подачу и обратку. Также в конструкции используются шаровые краны.

Фото 2. Байпас, установленный на трубу системы отопления. В конструкции применяется шаровой кран.

Фото 3. Байпас в виде перемычки, установленный на чугунный отопительный радиатор. Конструкция без клапанов и кранов.

Полезное видео

Посмотрите видео, в котором демонстрируется процесс сборки байпаса из полипропилена для системы отопления.

Заключение

Байпас в системе отопления — это ответственный узел, от которого зависит работа и безопасность всей отопительной системы. Монтаж такого узла — технологически сложная задача, которую лучше доверить специалистам.

Оглавление:

При монтаже системы обогрева важно создать такую конструкцию, которая будет функционировать с максимальным КПД и не потеряет эффективность из-за сбоев циркуляции теплоносителя.

Для этой цели необходимо использовать байпас: элемент служит для обеспечения безопасности и стабильности горячего контура и не позволяет ему выйти из строя, даже если на радиаторе отопления случится протечка.

Что такое байпас в системах отопления

Байпасом называется участок магистрали, который выполняет функцию перемычки и монтируется между прямой и обратной трубами для того, чтобы контролировать бесперебойную подачу жидкости.

Обводной контур изготавливают из того же материала, из которого выполнен стояк, но выбирают для этого трубу меньшего диаметра. Опционально на «шунт» устанавливают обратный клапан для предотвращения оттока жидкости против основного хода циркуляции.

Для чего нужен этот элемент в отопительной системе

Чаще всего в многоэтажных домах старых серий устроены однотрубные отопительные системы, которые отличаются простотой схемы и низкими затратами на монтаж. Теплопункт здания имеет коллекторы подачи и «обратки», оснащается радиаторами, и при аварии на одном из них приходится выполнять демонтаж батареи.

Такая ситуация приводит к полной парализации работы стояка, если система не оснащается байпасом: этот элемент дает возможность перекрыть движение теплоносителя с помощью запорной арматуры. В результате жидкость будет циркулировать по другим радиаторам, а поврежденные элементы можно будет заменить.

С помощью этого «шунта» становится возможным:

Отрегулировать количество теплоносителя.

Заменить батареи, выполнить их ремонт в условии запущенной системы без ее остановки.

Ускорить процессы слива и наполнения обогревательных контуров рабочей средой.

Обеспечить циркуляцию теплоносителя в принудительной системе обогрева после остановки насоса.

По байпасу вода транспортируется параллельно участкам с запорной арматурой. Обводной контур также может использоваться для слива и повторного наполнения отопительного трубопровода.

Принудительная система, оснащенная этим приспособлением, будет работать даже при отключении насоса: после прекращения подачи энергии достаточно перекрыть краны, ведущие к насосу, и открыть центральный запорный элемент.

В однотрубной системе

У специалистов не возникает вопроса о том, нужен ли байпас в однотрубной системе отопления. Ответ однозначный — да. Обвод позволяет:

Отрегулировать степень нагрева радиаторов, если установить кран-термостат вместо запорной арматуры.

Заменить батарею без слива теплоносителя и понижения его температуры.

Сохранить работоспособность контура обогрева даже если батарея даст течь.

В многоквартирных домах перед проведением манипуляций с отопительной системой нужно получить разрешение от сотрудников управляющей компании.

В двухтрубной системе

Владельцы частных домов интересуются, нужно ли устанавливать байпас, если в помещении устроена двухтрубная система отопления. В этом случае перемычка необязательна, поскольку радиаторы смонтированы независимым способом, который позволяет отключить батарею или выполнить ее замену без остановки работы обогрева.

Такая система считается более дорогой в монтаже, ее установка требует больше времени, однако ввиду улучшенной эффективности и простоты ремонта ее все чаще обустраивают в современных частных и многоэтажных зданиях.

Следует убедиться, что система действительно двухтрубная: некоторые однотрубные конструкции внешне выглядят похоже, но вместо параллельной трубы там устроен стояк для верхней подачи жидкости. В таких системах байпас монтировать также обязательно.

Как выполняется установка байпаса в системе отопления?

Монтаж обводного контура может быть проведен по разным схемам:

На радиаторах однотрубных систем открытого либо закрытого типа.

Параллельно насосному устройству, которое работает в гравитационной тепловой сети (самотечная система).

Установка в качестве перемычки между трубами подачи и обратного движения теплоносителя.

Монтаж на смесительных узлах.

Если речь идет о многоэтажке, где к основному стояку горячей воды подключается полотенцесушитель, в конструкции тоже нужно установить байпас.

Как сделать перемычку и правильно выбрать диаметр сечения

Для монтажа «шунта» необходимо правильно выбрать точку подключения: она должна располагаться как можно ближе к радиатору, но дальше от трубы стояка. При необходимости байпас можно оснастить вспомогательным краном.

Перед установкой нужно провести расчеты и приобрести комплектующие детали; важно, чтобы диаметр байпаса в однотрубной системе был меньше сечения основных труб на один размер.

Для внедрения насосного узла на пластиковые трубы, его собирают заранее и соединяют с помощью впаянных тройниковых перемычек, а при установке на металлические трубы сначала нужно приварить отводы для насоса.

При выполнении монтажных работ важно помнить о следующих моментах:

В качестве запорной арматуры рекомендуется использовать шаровые краны, которые позволяют быстро перенаправить жидкость в байпас.

Смесительный клапан монтировать не требуется, поскольку он работает в коллекторных системах, где скорость теплоносителя уже приведена к нормальному показателю.

Нельзя допустить, чтобы запорная арматура перегревалась, поскольку это снижает ее эксплуатационные свойства. По этой причине приваривать арматуру нужно на расстоянии минимум в 20 см от клапанов, которые могут лопнуть или деформироваться.

Насос ставится так, чтобы рабочий вал располагался горизонтально: это позволяет уменьшить гравитационную нагрузку и продлить ресурс устройства.

Предлагаем посмотреть видео, демонстрирующее правила установки байпаса в системе отопления:

Байпас – важный для функционирования однотрубной отопительной системы элемент, который незаменим при необходимости обслуживания, ремонта и демонтажа радиаторов. Установка этого компонента вполне возможна своими силами, важно лишь правильно подобрать комплектующие, позаботиться о наличии инструментов и соблюдать инструкцию.

Схема отопления или то, как соединяются трубы между собой в единую систему — достаточно серьезный вопрос. И в этой статье мы рассмотрим одну достаточно спорную тему, которая звучит так: «нужен ли кран на байпасе (перемычке) батареи центрального отопления?». То, что сам байпас нужен — это у большинства не вызывает сомнения. Но вот по поводу вентильного крана ходят жаркие дискуссии.

  1. О чем спор?
  2. Законы физики
  3. Чьи интересы затронуты, и зачем нужен кран?
  4. Просьба к профессионалам
Читайте также:  Вентиляторы приточных и вытяжных систем

Схема отопления. О чем спор, собственно

Схема отопления предполагает как наличие крана на байпасе, так его и отсутствие. Давайте рассмотрим эти 2 варианта:

с краном на байпасе:

без крана на байпасе:

Если полазить по просторам интернета, то можно встретить совершенно противоположные точки зрения как отдельных людей, так и фирм, занимающихся монтажом батарей центрального отопления.

Если смотреть в корень, то проблема куда глубже, чем может показаться на первый взгляд. И лежит она в плоскости затрагивания интересов отдельных людей и целых организаций.

Давайте еще раз немного вспомним, зачем в принципе нужен байпас. Байпас (он же перемычка) устанавливается перед батареей, обеспечивая независимый ток горячей воды через Вашу квартиру. Одним словом, есть у Вас батарея или нет, в хорошем она состоянии или плохом, вода через Вашу квартиру должна проходить независимо от этих факторов через перемычку.

Поэтому, то, что перемычка нужна — это бесспорный аргумент. Если, к примеру, у Вас вообще нет байпаса, а к трубе подсоединена только батарея, то это грозит очень неприятными последствиями:

  1. Если батарея вдруг потекла, то нет никакого способа остановить течь — залив соседей снизу обеспечен.
  2. Если батарея вдруг засорилась, то Вы заблокировали весь стояк, и Ваши соседи остались без воды.

Против этих аргументов не поспоришь.

А дальше, относительно крана на байпасе, нужен ли он, идут постоянные споры.

К слову скажу, что оба варианта монтажа батарей отопления, которые Вы видели выше на картинках, делали 2 разные лицензированные фирмы. У каждой своя правда!

В этом каталоге Вы найдете качественные комплектующие для водоснабжения: шаровые краны, коллекторы, фитинги, подводка для воды, крепеж, металлопластиковые и стальные трубы и др.

Давайте обратимся для начала к законам физики!

Вода всегда идет по пути наименьшего сопротивления. Сопротивление там меньше, где диаметр трубы больше. Когда вода приходит к Вам в квартиру, то разделяется на 2 потока: по перемычке и по батарее. По правилам диаметр перемычки должен быть на один калибр меньше, чем диаметр прямой и обратной трубы. Например, если диаметр трубы из стены 1 дюйм, то диаметр перемычки должен быть 3/4 дюйма.

Для чего это делается? Чтобы основной поток воды все же проходил через батарею, а не через перемычку. Если диаметр всех труб будет одинаковый, то воде гораздо легче будет проходить только через перемычку. А теперь представьте, что напор воды слабый или недостаточный. В этом случае, если у Вас в батарее много колен, то лишь первые будут горячими, а последние еле теплыми, не замечали?

Так вот, уменьшая диаметр перемычки (увеличивая сопротивление току воды в ней) достигается больший проток через батарею. А теперь взгляните на мою вторую картинку, где на перемычке нет крана. Видите, все трубы одинаковые, значит и здесь мастер недоработал.

Почему так происходит? Наверное ленятся мастера, да и возни больше. Нужно трубы разных диаметров закупать и их монтировать.

Теперь об интересах тех и других. И для чего же все-таки нужен кран на байпасе?

Итак, смотрим в корень. Горячая вода бежит к нам из города в дом по большим трубам. Трубы эти, как мы все знаем, в основной своей массе находятся в плачевном состоянии:

  • Первое плачевное состояние — это ржавая вода в проржавевших трубах. В результате грязь забивает наши батареи, через них плохо проходит вода и блокирует ток воды к соседям. Кто виноват?
  • Второе плачевное состояние — это частые аварии, приводящие к тому, что целые дома стоят зимой без отопления. Кто виноват?

Если у Вас в результате этих казусов засорились трубы или Вы просидели несколько дней без тепла, то по квитанции Вы все равно исправно заплатите столько, сколько Вам начислили, как будто бы все было на высшем уровне и Вы получили качественные услуги. В суд идут или самые отчаянные или у кого много свободного времени.

Читая мой блог, Вы, скорее всего, или уже делаете ремонт, или собираетесь его делать в ближайшем будущем. Вам наверняка понадобятся инструменты и стройматериалы. Если Вы будете их покупать в строительных магазинах, таких как Петрович, Максидом, ОБИ, Все инструменты и другие, то есть возможность сэкономить. О подробностях читайте здесь.

Итог — Ваше неудовлетворение положением дел.

Для ТСЖ, ЖСК и т. п. неинтересно учитывать интересы каждого отдельно взятого жильца, слишком уж это муторно и накладно! Гораздо проще прописать для всех единые правила и карать непослушных. Поставил кран на перемычку — плохой! Даже если кран всегда открыт — все равно плохой! Не положено! А кто-то идет на встречу, понимая для чего человек его поставил. Кто виноват?

1-ый вариант

А теперь давайте посмотрим на каждого отдельно взятого жильца. Он один на один со своими проблемами. Вот представим, что у него много детей и большое помещение, которое нужно отапливать. Вот поставил он батарею, поставил перемычку, а напор воды слабый. Ну такой слабый, что вообще через батарею не идет: из 12 колен только 3 горячие, остальные еле теплые. И еще сантехник все трубы одного диаметра сделал.

Что прикажете делать этому жильцу. Вы скажете, батарея, наверное, засорилась. Хорошо. Вот перекрыл он краны на своей батарее, снял ее промыл, прочистил или вообще новенькую поставил, …, а напора нет… или его недостаточно… Дети мерзнут…

Вот в этом случае и нужен кран. Перекрыл его полностью на перемычке и вся вода тогда пошла через батарею. Я не утверждаю, что это нормальный эксплуатационный режим. Нет! Но в периоды, когда происходят аварии, в батареи подают очень слабый напор воды. Люди мерзнут. Как временное решение, почему бы не пустить всю воду через батарею. Но тут вся ответственность лежит на данном человеке. Он обязательно должен открыть кран на байпасе, когда авария будет устранена.

Главный конфликт этого решения состоит в том, что пуская абсолютно всю воду через свою батарею, данный жилец немного понижает температуру входящей воды для соседа снизу, поскольку батарея в любом случае успевает отдать в комнату определенное количество тепла.

Таким образом, каждый последующий сосед при тех же действиях еще более понижает температуру воды для нижестоящего. Однако, в условиях слабого давления, когда ток воды в основном идет через перемычку, батареи у всех и так практически не нагреваются, так что лучше иметь минимальное тепло всем, чем вообще сидеть без тепла никому.

Здесь есть и второй подводный камень. Закрывая кран на перемычке, т. е. пуская всю воду через батарею, нужно быть абсолютно уверенным, что Ваша батарея не засорена. В противном случае Вы рискуете заблокировать весь стояк, а вот тогда точно ждите приход обозленных соседей.

Читайте также:  Какую землю надо для замиокулькаса

2-ой вариант

Другой эпизод. Представим, что вдруг батарея плохо стала греть при достаточно хорошем напоре — в один из кранов, перекрывающих батарею попала грязь. В результате весь поток горячей воды будет перенаправлен в байпас. Не каждый может оперативно отключить батарею и ее почистить.

Например, одинокая пожилая женщина это не сделает. А если местный сантехник заболел, а на частника нет денег, то возможно ей придется сидеть без тепла несколько дней. Временное перекрывание крана на перемычке иногда может оказаться спасительным. Если весь поток направить прямиком в батарею, то есть небольшая вероятность, что грязь протолкнется и батарея снова будет функционировать.

Опять же в этом случае нужно обязательно не забыть отрыть кран после решения проблемы. Если при таком способе грязь не протолкнулась — ничего не поделаешь, перемычку необходимо открыть и уже ждать прихода мастера.

Получается, иногда кран на байпасе может пригодиться. Да, в 95% случаях он должен быть открыт и обеспечивать свободный ток воды через квартиру. Но бывают ситуации, когда его присутствие может выручить. Однако из-за конфликта интересов, договориться людям между собой очень сложно.

Из всего этого можно сделать вывод о том, что проблема комплексная.

Если бы к нам поступала вода не по ржавым трубам, если бы давление воды всегда было в норме, если бы сантехники всегда соблюдали правильность выдерживания диаметра труб при монтаже, если бы сами люди были внимательными к тому, что им делают мастера, то тогда и не нужен был бы кран на байпасе.

Но на практике мы видим другую картину. Поэтому делать крайними только жильцов в этой ситуации было бы неправильным.

Все статьи по отоплению

1. Замена батареи отопления в квартире

2. Правильная эксплуатация батареи центрального отопления3. Демонтаж радиатора отопления. Скрытая опасность4. Отопление своими руками. Монтаж стального байпаса на батарею5. Схема отопления. Нужен ли кран на байпасе
6. Отопление в квартире. Как правильно закрыть батарею на лето
7. Какой радиатор отопления выбрать

Уверен, многие из вас сталкивались с такой проблемой: решили сделать косметический ремонт в комнате и переклеить обои, но понятия не имеете, как это сделать за радиатором.

На самом деле все просто – нужно его (радиатор) снять на время работ, а потом поставить обратно. Вот тут-то и кроется подвох.

Зачастую, особенно в новостройках, радиаторы отопления установлены таким образом, что перед ними нет никакой запорной арматуры (кранов). Например, это может выглядеть так:

Итак, что мы тут имеем?

Радиатор напрямую, при помощи накидных гаек («американок») подсоединен к трубам, идущим от стояков. Перед радиатором никаких отсечных кранов нет, установлен лишь терморегулятор: крутите в одну сторону – радиатор нагревается сильнее, крутите в другую – слабее. Отсечные краны должны полностью перекрывать доступ воды к радиатору. А так как их на данной схеме не предусмотрено, то снять радиатор не получится – только открутите гайку, как вода посвистит под давлением. Единственный выход из ситуации – вызывать коммунальщиков и сливать воду из стояков.

Мы все с вами прекрасно знаем, что любое телодвижение управляющей компании стоит денег, поэтому за отключение стояков придется заплатить. Кроме того, если вы надумаете делать ремонт, скажем, зимой, в самый разгар отопительного сезона, то никто сливать воду из стояков вам не позволит. Исключение – аварийная ситуация, если трубу прорвало.

Наша задача – сэкономить денег и грамотно подойти к решению проблемы. Что нужно делать?

Во-первых, еще до отопительного сезона необходимо предусмотреть установку отсечных шаровых кранов.

Шаровый кран называется шаровым, потому что, как не сложно догадаться, в нем есть… да, именно, шар. Шар имеет сквозное отверстие, и когда он повернут этим отверстием к потоку воды, она течет по трубам, а когда отверстие повернуто к стенкам крана, поток упирается в шар, и подача воды прекращается. Все гениальное, как говорится, просто.

Как мы видим на картинке, шар повернут отверстием к стенке крана, поэтому кран закрыт.

Определить визуально, в каком состоянии находится кран, очень легко: если барашек смотрит вдоль крана, то он открыт

если поперек – то, соответственно, закрыт.

Однако вернемся к радиаторам.

Мы выяснили, что в системе обязательно нужны отсечные краны – один на входе в радиатор, второй на выходе. Обычно это выглядит следующим образом:

Краны установлены, теперь радиатор можно спокойно снять в любое время года:

И тогда на участке стены за ним легко можно будет поклеить обои, чтобы не было подобного:

С кранами определились, теперь очередь байпаса.

Что это такое и зачем он нужен.

Как правило, если вы живете в типовой квартире, система подключения радиаторов у вас однотрубная и выглядит примерно так:

Из пола выходит одна труба, а в потолок уходит вторая. И между ними установлен радиатор. Однако перед радиатором почему-то между трубами вставлен еще один кусок трубы в виде перемычки. Эта перемычка – и есть байпас.

Байпас (от англ. bypass) дословно – это резервный (запасной) путь. Так как в системе отопления вода обязательно должна циркулировать, то необходимо предусмотреть защиту «от дурака»и не дать нерадивым жильцам заморозить весь подъезд.

Как мы видим на схеме, наш радиатор работает следующим образом: горячая вода поступает из трубы, идущей с потолка (подача) в радиатор, отдает ему свое тепло и выходит в трубу, идущую в пол (обратка), к соседям снизу.

У соседей снизу вода в радиаторе будет чуть более холодная за счет того, что она уже отдала немного своего тепла в квартире выше, но, тем не менее, все равно будет достаточно горячей, чтобы согреть помещение.

Теперь давайте представим, что мы установили отсечные краны на радиатор и не открыли их. Что будет?

А будет следующее: перекрыв краны на нашем радиаторе, мы полностью отсечем от подачи всех потребителей снизу и тем самым остановим циркуляцию воды в системе.

В результате соседям обеспечена простуда и насморк.

Чтобы подобного не случилось, используют байпас – делают врезку перемычки на стояке непосредственно до отсечных кранов.

При наличии байпаса поток воды будет разделяться: большая часть будет идти через радиатор, а какая-то – через перемычку.

В этом случае, если мы закроем отсечные краны на радиаторе, вода в стояке все равно будет циркулировать, и гневные соседи не прибегут выяснять отношения.

Запомните! Ни в коем случае нельзя устанавливать отсечной кран на линии байпаса!

Если вы закроете его одновременно с отсечными кранами перед радиатором, циркуляции в системе не будет, и соседи снова прибегут выяснять отношения!

Итак, что мы узнали и должны помнить при установке радиатора отопления:

  1. Перед радиатором необходимо устанавливать отсечные краны
  2. В однотрубной системе необходимо предусмотреть линию байпаса
  3. Нельзя устанавливать запорную арматуру на байпас

Соблюдайте эти простые правила и делайте правильные ремонты. На этом прощаюсь. В других статьях мы рассмотрим еще несколько аспектов установки радиаторов.

Понравился материал? Пожалуйста, поддержите автора, поделитесь ссылкой с другими.

Автор: Владимир Омельченко

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Строительство
0 комментариев
No Image Строительство
0 комментариев
No Image Строительство
0 комментариев
No Image Строительство
0 комментариев
Adblock detector