No Image

Химические виды декорирования стеклоизделий основаны на применении

0 просмотров
11 марта 2020

В арсенале современного массового производства сортового и художественного стекла есть полностью механизированные приемы декорирования, такие как нанесение оксидно-металлических покрытий, штампов, деколей. Но все же большинство известных способов декорирования осуществляются руками человека, как и изготовления изделий с помощью ручного выдувания (графинов, кувшинов, ваз и т. п.).

Существующие способы декорирования стекла можно разделить на горячиеи холодные, имея в виду, что изделиям после горячего декорирования необходим отжиг, в отличие от изделий декорированных холодным способом. Горячее декорирование появилось раньше, чем холодное, поскольку долгое время изделия производили не из жидкой, а из пластичной стекломассы и формировали, применяя многократный разогрев. К основным способам горячего декорирования относят: наклад, филигрань, миллефиори, фактурные и рифленые поверхности, воздушные пузыри и разнообразные горячие покрытия.

Полный наклад возможен при использовании следующих способов формования: выдувания изделий из сортового стекла и вытягивания двуцветного листового. При ручном изготовлении сортовой посуды используют разные виды наклада – полный, частичный, разграниченный, использование цветового пятна и цветовых переходов, декорирование стеклянной крошкой, нитью и готовыми декоративными элементами. Первой стадией ручного формования всегда является набор стекла необходимой массы на стеклодувную трубку (пулька) и изготовление из нее заготовки будущего изделия (баночки). Если в распоряжении мастера в печи находятся несколько видов цветных стекол, многоцветное изделие изготавливают последовательным набором разных стекол на стеклодувную трубку и последующим выдуванием – свободным или в форму. Но чаще варят бесцветное сортовое стекло, а для получения нужного цвета используют специальные заранее сделанные заготовки из цветного стекла (воронки, цапфы, крошку, нить, цветные декоративные изделия и т. п.). В этом случае обязательной стадией является разогрев цветной заготовки перед ее соприкосновением с пулькой или баночкой бесцветного стекла. Несомненно, высочайшее качество филигранных изделий изготовленных венецианскими мастерами служит критерием мастерства и нынешним поколениям художников. Для получения таких изделий делались специальные заготовки из стержней бесцветного и молочного (иногда цветного) стекол, которые в пластичном состоянии соединяли друг с другом, а затем вытягивали. Варьируя способы соединения, вытягивания и толщину стержней получали так называемую венецианскую нить в виде заготовок толщиной не более 0,5 – 0,6 см разнообразнейших форм и рисунков. Затем заготовки в необходимых количествах вертикально устанавливали в подготовленные формы, туда опускали баночку из бесцветного стекла, раздували таким образом, чтобы стержни прилипли к ее поверхности. Окончательное оформление изделия, как правило, осуществляли свободным выдуванием (рис. 4.2.)

Не менее интересны и изделия миллефиори, далеким прообразом которых были египетские чаши муррины, в изготовлении которых венецианцы достигли непокоренных и доныне другими мастерами высот. В отличие от венецианской нити заготовки для миллефиори делались из разноцветных стекол. Для этого цветные стержни, подобранные в соответствии с определенным рисунком, связывали вместе металлической проволокой, разогревали до полного сплавления и затем вытягивали до необходимого диаметра (диаметр заготовок миллефиори может быть разным и зависит от замысла художника, но, как правило, не превышает 0,5 см). После этого заготовку отжигали и с помощью специального приспособления – гильотины – откалывали от нее пластинки толщиной 3,0 – 4,0 мм, являющиеся точной уменьшенной копией первоначального рисунка. С помощью таких заготовок производят изделия из мозаичного стекла, украшенные сложнейшими рисунками из цветов, птиц, рыб, зверей, букв и даже портретов. Нанесение пластинок миллефиори на заготовку из основного стекла по технике ничем не отличается от нанесения обычной стеклянной крошки. Пластинки миллефиори в необходимом порядке укладывают на катальник, подогреваются и затем по ним прокатывают подготовленную заготовку будущего изделия. В соответствии с замыслом автора, до окончательного выдувания на заготовку может быть произведен набор еще одного слоя стекла и тогда рисунок окажется не на поверхности готового изделия, а в толще стекла.

Фактурирование поверхности стекла подразумевает придание ей определенного рельефа. Наиболее простой способ получения рельефной поверхности изделия – формование методами прессования или центробежного литья с использованием соответствующих форм успешно применяются в производстве изделий массового спроса. При формовании изделий методом выдувания рельеф можно получить при помощи предварительного раздувания заготовки в проволочный каркас или форму с соответствующим рельефом (волна, ямки, выпуклости и т. д.), который сохраняется после окончательного выдувания. Очень интересный способ получения рельефной поверхности, требующий от мастера высокой квалификации – тихое дутье, которое производится в разборную форму сложной конфигурации. И, конечно, «кракле». Как же овладели секретами стекла венецианцы, что научились придавая изделиям вид растрескавшегося стекла получать декоративный эффект удивительной красоты! Для получения такой поверхности раздутую баночку опускали в воду, мгновенно вынимали, делали новый набор стекломассы (или опускали в подходящую заготовку и раздували в ней), а затем окончательно выдували изделие (рис. 4.3.). Своего рода фактурирование поверхности происходит при декорировании цветной крошкой, навивании цветной нити, прикреплении готовых рельефных фрагментов (листиков, цветочков и т. д.).

Воздушные пузыри в толще стекла всегда завораживают. В случае декорирования воздушными пузырями мастер-стеклодел решает задачу противоположную основной задаче стекловара, который множество ухищрений тратит на то, чтобы избавиться от пузыря. Для получения равномерно распределенных в толще стекла пузырей на поверхности горячей заготовки распределяют газообразователь (карбид бора, соду, карбонат кальция), который разлагается при соприкосновении со слоем стекломассы второго набора. Одновременно с процессом дальнейшего выдувания изделия раздуваются воздушные пузыри между слоями стекла. Их размеры, количество и расположение зависят от размеров частиц, количества и вида газообразователя. Неоднократным повторением этой процедуры можно получить трех- и четырехслойное пузырчатое стекло. Равномерно расположенные декоративные пузыри получают при раздувании заготовок в специальные деревянные или металлические формы-машинки с шипами на внутренней поверхности, или проволочную форму для получения волны. При повторном наборе стекла в образованных углублениях остается воздух. Знаменитое атласное стекло тоже получают с помощью воздушных пузырей в сочетании со слоем цветного или молочно – белого глушенного стекла.

Нанесение на поверхность стекла серебряного покрытия, придающего ему металлический блеск, в свое время решило проблему стеклянных зеркал. Их основными недостатками были отсутствие прочного сцепления со стеклянной поверхностью и необходимость защиты серебра от взаимодействия с внешней средой. Высокотемпературные оксидно-металлические покрытия для получения поверхности с металлическим или радужным блеском (ирризация поверхности) лишены этих недостатков, поскольку образуются при разложении солей тяжелых металлов в камере печи в области температур 600 – 700°С и химическому взаимодействию горячей поверхности стекла с образовавшимся оксидом.

На самом деле приведенная классификация весьма условна и не раскрывает всех возможностей горячего декорирования стекла, которые подвластны мастеру в момент творения нового изделия.

Холодному декорированию подвергают отформованные изделия после отжига, т. е. после окончания основного производственного цикла. В производстве листового стекла доведение его до изделия называют неблагозвучным термином промпереработка, но основные методы, использованные в том и в другом случае для обработки поверхности, совпадают. Существует разделение методов обработки поверхности на механические и химические. К механическим методам обработки относятся: резка, сверление отверстий, резьба, гранение, шлифование, полирование, гравирование матирование, к химическим – матирование, полирование, металлизация.

Механическая обработка поверхности стекла производится с помощью абразивных материалов, твердость которых выше твердости стекла и основана на частичном разрушении слоя стекла с которым соприкасается инструмент. Наибольший интерес для производства сортовых и художественных изделий представляют резьба, гранение и гравирование. Задача всех этих способов в создании рельефа, усиливающего блеск хрустальных изделий, цветовых переходов у изделий из накладного стекла, рельефных картин из прозрачной и матированной поверхностей. Традиционно все они широко применяются при изготовлении изделий из хрусталя, поскольку ни одно другое стекло не сравниться с ним по игре и блеску. Существует огромное количество рисунков резьбы и алмазной грани (алмазной и потому, что в качестве абразива используют алмазную крошку и потому, что первоначально стекло обрабатывали под огранку алмазов и других драгоценных камней) и не меньшее – количество приспособлений для их нанесения. Меняя угол заточки инструмента, мастер может, как усилить, так и уменьшить блеск стекла в соответствии с изменением угла падающего на грань света. Различают простую, номерную и художественную резьбу. Простую резьбу, без смены абразивного инструмента, можно производить на автоматических станках с программным управлением, где движение резца контролирует компьютер, номерную и художественную состоящую из множества не повторяющихся элементов выполняет мастер совместно с художником.

по сравнению с гранением и резьбой гравирование более трудоемкий и длительный процесс. Различают рельефное, когда детали изображения выступают на поверхности стекла и контр рельефное, когда они наоборот утоплены в толщу стекла, гравирование. Для получения гравированной поверхности необходимого качества используют медные диски и суспензию из абразивного порошка, малые абразивные круги и бормашины. Рисунок наносят на стекло с внутренней или внешней стороны. Гравирование, так же как и резьба, и гранение может быть матовыми и полированными. Для получения блестящей поверхности применяют полировальные порошки и диски или используют химическое полирование.

Химическая обработка стекла позволяет получать практически те же декоративные эффекты, которые дают полирование и пескоструйная обработка, с помощью обработки поверхности стекла плавиковой кислотой (или ее смеси с серной) и ее солями. Сущность процесса заключается во взаимодействии раствора плавиковой кислоты с оксидом кремния, имеющимся в стекле с образованием растворимых соединений и их удалении с поверхности стекла. В зависимости от составов стекла и травильного раствора, продолжительности обработки, температуры и количества травильного раствора можно получить матовую или блестящую поверхность изделия. При прочих равных условиях, если взять избыток раствора изделие получиться полированным, если недостаток – матовым. Химическое полирование широко применяется в производстве сортовых и хрустальных изделий. Для проведения химической обработки пользуются травильными ваннами из пластиков, не подвергающихся воздействию плавиковой кислоты или из металлических сплавов, поверхность которых защищена теми же пластиками. Более удобно использование специальных матирующих паст, поскольку их можно наносить только на те части изделия, которые нужно матировать. При использовании ванн, части изделия, которые должны остаться прозрачными защищают специальными покрытиями. Наиболее эффектно выглядит глубокое травление на изделиях накладного стекла, поскольку многократное протравливание разных участков рисунка с разной скоростью позволяет получать более тонкие цветовые переходы, чем при механическом матировании. Этот способ, называемый глубоким художественным травлением, носит имя впервые применивших его в 1878 г. французских художников братьев Галле.

Читайте также:  Газовые котлы будерус технические характеристики

Видов применяющихся сегодня низкотемпературных покрытиях на стекло имеется огромное количество. Если еще 50 лет назад стекольщики имели дело с металлизацией поверхности с помощью вакуумного напыления, 30 лет назад к нему добавилось стекло «мороз», получаемое с помощью столярного клея, то бурное развитие химии полимеров привело к формированию огромного количества лаковых, пленочных и других видов декоративных покрытий. Сегодняшние деколи поражают своим качеством, разнообразием и простотой применения. Сочетание компьютерной и полимерной технологии позволяют в условиях кустарных мастерских получать качественные «картинки» на поверхности стекла без использования высокотемпературных силикатных красок.

И еще один холодный способ получения стеклянных изделий, когда не нужно думать о сочетании термических, механических и других свойствах стекла, а можно целиком полагаться на собственную фантазию и возможности – ультрафиолетовая склейка. Эти клеи не оставляют следов и не влияют на показатель преломления, прочность склейки сравнима с прочностью самого стекла и не зависит от видов склеиваемых стекол.

Дата добавления: 2017-01-14 ; Просмотров: 610 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также:

  1. ВАРКА СТЕКЛА И ВЫРАБОТКА СТЕКЛОИЗДЕЛИЙ
  2. Введение в лабораторный практикум. Техника безопасности. Методы измерений различных величин и обработка экспериментальных данных.
  3. Выработка стеклоизделий
  4. Магнитная обработка воды
  5. Механическая кулинарная обработка сельскохозяйственной птицы
  6. ОБРАБОТКА ДОБЫТОГО ЗВЕРЯ
  7. Обработка документа
  8. Обработка знаний в СМК
  9. Обработка и интерпретация результатов
  10. Обработка и оценка полученных результатов
  11. ОБРАБОТКА МЯСА И МЯСОПРОДУКТОВ

Шлифование и полирование рисунков на изделиях абра­зивными инструментами и материалами производится с при­менением вращающихся абразивных кругов (шлифование) и спе­циальных щеток с подачей суспензии полирующего материала. При шлифовании стекла происходит два параллельных процесса: при первом (подготовительном) поверхность стекла разрушается на некоторую глубину и образуется система трещин; при втором (про­изводительном) из верхнего трещиноватого слоя удаляются оскол­ки. В результате образуется множество выколок, придающих шли­фованной поверхности шероховатость и матовость.

При механическом полировании шлифованной поверхности удаляется кремнекислородная пленка, образующаяся на поверх­ности стекла под действием воды. При этом мягкий полироваль­ник с закрепленными на нем зернами полирующего материала снимает при своем движении защитную пленку с выступов шлифо­ванной поверхности стекла. После этого обнажившаяся поверхность стекла взаимодействует с водой, образуя новый слой пленки, ко­торый снова снимается полировальником. Такое чередование про­цессов происходит до максимального сглаживания выступов (вы­равнивания поверхности) и приобретения блеска.

Среди наносимых на изделия шлифованных рисунков различа­ют следующие их виды:

— валовое и номерное шлифование — простейшие виды неполи­рованных рисунков, наносимых на изделия из бесцветного и накладного Na-Ca-Si — стекла;

-широкоплоскостное гранение-украшение изделий шлифован­ными и полированными плоскостями (изделия из хрусталя и накладного стекла);

— алмазная резьба — рисунок из различного сочетания проре­занных в стекле и полированных клиновидных граней, созда­ющих эффектную «игру» света (изделия из свинцового хруста­ля и накладного стекла).

На рис. 11,11 представлена технологическая последовательность нанесения рисунка алмазной резьбы на изделие, исходя из равной продолжительности выполнения операций (при бригадной и конвейерно-поточной организации труда).

Рис. 11.11. Последовательность (а. ж) нанесения ри­сунка алмазной резьбы на изделие.

Декоративное шлифование выполняют абразивными кругами; валовое и номерное — карборундовыми и электрокорундовыми, различного профиля, широкоплоскостное гранение и алмазную резьбу — алмазными плоского прямого и двухстороннего кони­ческого профиля. Алмазные круги пред­ставляют собой металлический корпус с на­несенным на рабочую поверхность алмазо­носным слоем толщиной 0,1-3 мм в зависимости от размеров и назначения кру­га. Шлифовальные круги изготавливаются на основе природных (А) и синтетических (АС) алмазов. Наиболее распространенны­ми являются рисунки алмазной резьбы, эф­фект которой прежде всего зависит от оп­тических свойств и характеристик стекол, а также от формы изделия и толщины его стенок. При выполнении алмазной резьбы должны получаться так называемые призмы пол­ного внутреннего отражения, создающие эффектную «игру» света на изделиях из стекла с высоким показателем преломления (свин­цовый хрусталь). Поэтому угол заточки режущей кромки шлифо­вального круга не должен превышать 120°.

Гравирование — способ нанесения рисунка глубиной 0,5-5 мм абразивным порошком или твердыми абразивными инструмента­ми малых размеров. Художественную гравировку на мелких изде­лиях можно выполнять медными кругами малых размеров, при­варенными к сменным держателям. В процессе работы на мед­ные круги подают суспензию тонкого порошка наждака или карбида кремния в масле, керосине или их смеси. Гравирование осуществляется зернами абразивного материала, а медные круги лишь передают давление этих зерен на стекло. На крупные изде­лия гравированные рисунки наносятся с помощью бормашин, снаб­женных гибким валом. К разновидностям гравирования относятся обработка поверхности стеклоизделий резцами (рисование, выс­тукивание), а также с помощью ультразвука и лазерного излуче­ния. Гравированные рисунки обычно не полируются.

Абразивоструйное декорирование основано на том, что зер­на абразива с силой ударяясь о поверхность стекла, оставляют на ней выколки и царапины. В результате такой обработки поверх­ность стекла становится шероховатой и матовой. Абразивоструй-ной обработкой можно получать следующие виды декорирования: матированный рисунок по трафарету или без него; матированный рельефный рисунок; светлый рельефный рисунок на матирован­ном фоне, декорирование изделий из накладного стекла и т.п. Для обработки стекла применяют абразивные материалы: песок, ко­рунд и карбид кремния. Песок — наиболее распространенный и де­шевый материал, но корунд значительно тверже и более стоек к истиранию. Рисунок наносят с помощью нагнетательных (сжатый воздух) и вакуумных установок по трафаретам. Поверхность стек­ла, которая не должна подвергаться обработке защищают покры­тиями из мягких металлов, каучука, резины, пластмасс, клеевых мастик, лаков и т.п.

Химическая обработка изделийоснована на разрушении стек­ла плавиковой кислотой. Существуют следующие виды химической обработки: химическое полирование рисунков алмазной резьбы, матирование поверхности стекла, декоративное травление.

Химическое полирование применяется главным образом для полирования рисунков алмазной резьбы на изделиях из свинцово­го хрусталя. Полирование осуществляется в смеси плавиковой НF и серной Н24 кислот (система НF-Н242О-стекло). Главной частью смеси является плавиковая кислота, которая, вступая во взаимодействие со стеклом, растворяет его, сглаживая шерохова­тость шлифованной поверхности. Образующиеся фториды и кремнефториды в основном малорастворимы и очень быстро покры­вают поверхность стекла плотным слоем. Вводимая в полирующую смесь серная кислота взаимодействует с фторидами и кремнефторидами, превращая их в легкосмываемые сернокислые соли. Комплекс химических реакций, происходящих при полировании можно разбить на два этапа.

1. Действие избытка плавиковой кислоты на стекло:

2. Реакции, протекающие под действием серной кислоты:

Для приготовления полирующих смесей используют 40% или 70%-ную плавиковую кислоту (плотность 1110-1140 кг/м3) и 92-96%-ную серную кислоту (плотность примерно 1840 кг/м3). Применяют полирующие смеси, содержащие 1,3-12% НF и 50-65% Н24 и име­ющие температуру 50-70°С. После полирования изделия ополаски­ваются в воде (t=50-70°С) или в Н24 с последующим ополаскива­нием в воде. Для химического полирования кроме плавиковой кислоты могут быть использованы ее соли, например, фторид-бифторид аммония — NН2F — NН4НF2. Для полирования используются сле­дующие способы:

— многоцикловый с промывкой изделий в воде и сернокислот­ном растворе;

— одноцикловый с промывкой изделий в воде. Технологическая схема полирования изделий по этим способам представлена на рис. 11.12.

Рис. 11.12. Технологическая схема химического полирования изделий из свинцово­го хрусталя. Способы: 1- многоцикповый ; 2 — одноцикловый.

Для осуществления этих способов используются соответствую­щие конструкции установок. Многоцикловые установки позволя­ют перемещать вращающиеся кассеты с изделиями в вертикальном и горизонтальном направлениях. В одноцикловых установках в

барабан с вращающейся кассетой заливают из резервуаров снача­ла полирующую смесь, а после окончания процесса — воду. Во всех установках предусмотрено автоматическое управление режимом работы, подогревом рабочих растворов и воды.

Более совершенными являются установки для химического по­лирования с применением пониженной концентрации кислот и воз­вратом их в технологический процесс. В этом случае достигается значительная экономия кислот, уменьшается количестве отходов.

Читайте также:  Как выглядят семена березы

В целях охраны окружающей среды участки химического поли­рования должны быть оборудованы станциями (участками) нейт­рализации отработанных кислот.

Декоративное травление. Как правило, все способы декора­тивного травления предусматривают следующие операции: подго­товку стекла (промывку и очистку), нанесение защитного покры­тия, выполнение рисунка (если он не был уже нанесен на предыдущей операции), собственно травление, отмывку изделия от защит­ного покрытия и окончательную промывку. Рецепт травильного раствора зависит от химического состава стекла, вида травления (светлое, матовое), вида изделия.

При светлом травлении в результате химических реакций стре­мятся получить растворимые соли. При этом рисунок получается гладким и блестящим. Растворы, применяемые для светлого деко­ративного травления, по составу аналогичны растворам, приме­няемым для химического полирования.

При матовом травлении (матировании) эффект матовости трав­леного рисунка создают нерастворимые кристаллы солей, образу­ющиеся при взаимодействии плавиковой кислоты со стеклом. Для нанесения несложных рисунков на изделиях массового производ­ства можно использовать пантографы и гильоширные машины. Травление (светлое) производят в растворе, содержащем плави­ковую и серную кислоты. При травлении высокохудожественных рисунков и портретов используют приемы росписи, травление осу­ществляют с помощью паст, которые могут быть жидкими или гус­тыми, нерастекающимися.

Декоративные покрытия на стеклоизделиях: оксидно-метал­лические, золото и люстровые краски, силикатные краски.

Оксидно-металлические цветные покрытия. Такие покрытия получают при обработке изделий после формования растворами солей разных металлов. На горячей поверхности стекла соли раз­лагаются и образуют тонкие пленки металлов, оксидов металлов или их смеси. За счет этого поверхность стекла окрашивается в раз­личные цвета. Покрытия наносят на стекло с температурой около 600°С пистолетами — распылителями. Окончательно покрытие на стекле закрепляется в процессе отжига. Наиболее устойчивую ок­раску дают хлориды железа – FeCl3-6Н2О. Для получения желтых и оранжевых цветов необходимо взять 10-40 г FеСl3-6Н2О на 100 мл растворителя (вода, спирт).

Оксидно-металлические покрытия на стекле можно получить возгонкой твердых солей, с последующей сублимацией паров, в результате чего на поверхности образуется тонкая радужная плен­ка. Этот способ обработки называется иризацией (от греческого !п5- радуга). Для иризации изделий чаще всего используют легко­возгоняющиеся соли олова, висмута, титана, бария, стронция. При­меняют следующие способы иризации: гутный — обработка изде­лий непосредственно после формования и вакуумный — низкотемпературная обработка изделий в вакууме. При вакуумном спосо­бе, в основном применяемом для декорирования стеклянной би­жутерии и елочных украшений обычно возгоняются или испаряют­ся небольшие количества металлов или их оксидов.

Покрытия золотом и люстровымм красками. Украшение зо­лотом значительно повышает художественную ценность изделий. Применяется как для изделий массового производства (стаканы, изделия на ножке), так и для декоративно-художественных изде­лий в сочетании с другими видами обработки, например, матиро­ванием.

После нанесения 12%-ного препарата жидкого золота на стек­ло и обжига образуется тонкая пленка металлического золота (0,2-1,2)10 -4 мм, прочно соединенная со стеклом. Препарат жид­кого золота на изделия можно наносить вручную и на машинах. Вручную препарат жидкого золота на изделия наносят на вращаю­щихся турникетках, закрепленных на рабочих столах. Механизи­рованное нанесение применяется для изделий массового выпус­ка, в основном, стаканов и изделий на ножке. Чтобы пленка золо­та хорошо закрепилась на поверхности, изделия необходимо обжигать при температуре, близкой к температуре размягчения стек­ла. Большинство изделий, декорированных золотом, обжигают в тун­нельных муфельных печах с электрическими нагревателями.

Люстровые краски представляют собой растворы смолянокислых солей тяжелых металлов в органических растворителя. После нанесения их на стекло и обжига образуется тончайшая цветная пленка оксидов указанных металлов. Она отливает металлическим блеском в отраженном свете.

Металлы, являющиеся (в виде оксидов) красителями стекла -железо, кобальт, медь, хром, никель, применяют для получения цветных люстровых красок. Бесцветные люстровые краски, кото­рые иногда называют перламутровыми, можно смешивать с цвет­ными. Основными бесцветными люстровыми красками являются висмутовая, титановая, цинковая и оловянная. Обжиг изделий, декорированных люстровыми красками производится аналогично обжигу изделий, декорированных золотом.

Покрытия и рисунки силикатными красками. Силикатные краски представляют собой тонкомолотые легкоплавкие цветные стекла (см. главу 20). Температура растекания их при обжиге на изделиях составляет около 550°С, что соответствует температуре начала размягчения стекла. При обжиге изделия, расписанного силикатными красками, они приставляются к поверхности стекла, образуя прозрачные или непрозрачные цветные покрытия; соот­ветственно различают прозрачные и непрозрачные силикатные краски. Последние обычно называют эмалями.

Краски для стекла состоят из флюса и красителя. Если материа­лы, образующие флюс, были сплавлены вместе с красителями, то получается прозрачная краска, так как краситель растворяется в бесцветном стекле. Когда бесцветный флюс плавят отдельно, а по­том размалывают вместе с пигментом, получают эмали. В качестве пигментов служат окрашивающие оксиды или прокаленные при высокой температуре смеси окрашивающих оксидов с неокрашива­ющими, которые обеспечивают стабильность окраски. Для предотв­ращения брака, коэффициенты термического расширения обожжен­ной краски и стекла не должны отличаться более чем на 5%.

Для многоцветного декорирования изделий используют тер­мопластичные силикатные краски, которые позволяют механи­зировать процесс. В состав красок вводят термопластичные свя­зующие вещества, которые являются твердыми при комнатной температуре и разжижаются при 50-90°С. Связующие должны иметь хорошую пластичность и давать возможность термоплас­тичным краскам затвердевать за 1-2 сек при соприкосновении с поверхностью изделий.

Живописные работы и роспись изделий силикатными крас­ками осуществляют обычно вручную кистями. Краски смешивают со связующими веществами, которые выбирают в соответствии со способом нанесения и регулируют их свойства путем добавления разбавителей.

Аэрографией называется нанесение краски на изделия через трафареты с помощью сжатого воздуха. Аэрограф распыляет краску под давлением воздуха 0,2-0,5 МПа.

При трафаретной печати на стекле применяют сетчатые тра­фареты, через которые краску пастообразной консистенции про­давливают на изделия. Данный способ обычно служит для декори­рования массовой продукции одно- и многоцветными (до 4-5 цве­тов) рисунками.

Для изготовления трафаретов используют сетки из искусствен­ных волокон ( капрона, нейлона) и металлические, имеющие 4000-16000 отв./см2. Чем мельче сетка, тем лучше качество получаемого рисунка. Трафарет получают фотографическим способом с исполь­зованием фоточувствительного покрытия.

Декалькомания — способ печатания рисунков на клеевой бу­маге и перевода их на стеклянные изделия. Рисунки печатают крас­ками или эмалями. Собственно деколями называют многокрасоч­ные отпечатки, выполненные на бумаге, имеющей клеевой слой. При смачивании деколей водой клеевой слой растворяется, а плен­ка с рисунком отделяется от бумажной основы и переводится на стекло. Далее деколи на изделиях подвергаются сушке и обжигу.

Рис. 11.13. Декорирование стеклоизделий силикатными красками трафаретным спо­собом.

а) Схема нанесения рисунка на изделия: 1 — сетчатый трафарет, 2 — ракель, 3 -краска, 4 — изделие; б) Схема автоматической установки для многоцветного деко­рирования стаканов: 1,5 — конвейеры, 2 — печатающее устройсгао, 5 — печь обжига 4 — привод, 6 — переставитель; в) График обжига изделий.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)

Декорирование, наносимое в горячем состоянии (в процессе варки стекломассы или переработки ее в изделие – то есть в процессе изготовления изделия):

1) авантюриновое стекло – стекло с мелкими включениями золотистых частиц

2) глушеные стекла (эмаль – непрозрачные, опаловые – полупрозрачные, опалесцирующие – с белой дымкой внутри)

Надцвет – тонкая пленка из цветного стекла на изделии из бесцветного стекла.

Подцвет – тонкий окрашенный слой на внутренней поверхности или внутри стенок.

4) разделка насыпью – на поверхности изделия очень мелкие зерна стекломассы, вплавленные в виде сплошного покрытия, рисунка или полос (пульку прокатывают по горячей плите, на которой рассыпан стеклопорошок в виде рисунка, дальше изделие выдувается)

5) декорирование пузырьками в виде рисунка внутри стекломассы (пульку прокатывают по соде (Na2CO3), опускают в бесцветную стекломассу и выдувают, внутри стекломассы Na2CO3 разлагается на NaO и CO2 (пузырьки))

6) украшение филигранью – одноцветные или двухцветные спиралеобразные нити или ажурная сетка по объему стекломассы.

7) декорирование миллефиори (рисунок из цветных пятен)

8) разделка кракле (под мороз) – рисунок из трещинок, напоминает ледяной узор внутри объема стекломассы (пульку опускают в холодную воду, поверхность растрескивается, опускают в горячую ванну, и трещины залечиваются.

9) разделка валиком – волнообразная поверхность на изделии, изделия имеют частично сглаженные валики.

10) декорирование стеклонитями из стеклотканей

11) иризация – тонкая радужная пленка с перламутровым отблеском (радужные переливы).

12) сульфид-цинковое стекло – стекло, окрашенное молекулярными красителями, внешне напоминают слабо глушенное стекло, состоящее из сочетания пятен (полос) белого цвета (за счет образования ZnS) и желто-коричневого цвета (за счет образования FeS).

17. Силикатные материалы: определение, природные и искусственные силикаты. Классификация керамических изделий.

Силикатные материалы — различные материалы, содержащие в своем составе простые и сложные соединения кремнезема (SiO2), т. е. оксида кремнезема с оксидами металлов.

По происхождению делятся на природные и искусственные силикаты. Примерами простейших соединений могут быть силикаты натрия и калия (Na2O *n SiO2 или K2O * nSiO2) – так называемое растворимое стекло. Более сложными соединениями являются каолинит, муллит и др.

Читайте также:  Капуста рассада высадка в грунт

К природным силикатам относятся минералы и горные породы. Отличие минерала от горной породы в том, что минерал представляет собой однородное тело, а горная порода – смесь различных минералов. Примерами являются полевые шпаты, глины, каолин, гранит и др. Гранит состоит из минералов – кварца, полевого шпата и слюды.

Искусственными силикатами называются изделия и вещества, получаемые в результате заводской обработки природного силикатного сырья с добавкой других минеральных материалов. К таким силикатам относятся цементы на силикатной основе, керамические и стеклянные изделия.

Керамика – изготовление и использование изделий из пластической глины с минеральными добавками, которые после обжига превращаются в водостойкие и огнестойкие изделия.

Классификация керамических изделий:

1) изделия грубой керамики – изделии с неоднородной структурой в изломе, различаемой невооруженным глазом и имеющей естественную окраску (желтовато-коричневую): черепица, красный кирпич и др.

2) изделия тонкой керамики – изделия, имеющие плотный спекшийся или мелкопористый черепок с однородным строением, обычно белый или слабо и равномерно окрашенный: фарфор, фаянс, полуфарфор, майолика и др.

По наличию глазури:

1) глазурованные – гладкая ровная поверхность (тонкая керамика)

2) неглазурованные (грубая керамика)

По плотности черепка:

1) плотные – водопоглощение менее 5 % (фарфор)

2) пористые – водопоглощение более 5 % (фаянс, майолика)

1) бытовые (посуда и художественно-декоративные изделия)

2) архитектурно-строительные (для строительства и украшения зданий)

3) технические (применяемые в радиотехнической, авиационной, автомобильной и др. промышленностях)

18. Характеристика изделий из хрустального стекла: виды по составу, свойства, особенности декорирования и способы идентификации.

Хрустальные стекла, используемые для изготовления хрустальных изделий, подразделяются на:

1) хрустальное стекло, содержащее в основном оксид кремния, а количество оксида свинца, бария, калия и цинка в отдельности или в сочетании – не менее 10 %

2) малосвинцовый хрусталь, содержащий от 18 до 24 % оксида свинца

3) свинцовый хрусталь, содержащий от 24 до 30 % оксида свинца

4) высокосвинцовый хрусталь, содержащий более 30 % оксида свинца

5) бариевый хрусталь – хрустальное стекло, содержащее не менее 18 % оксида бария и оксиды щелочных металлов

Отличаются большой прозрачностью, высоким коэффициентом преломления (игра света), мягкие стекла (кроме бариевого), хорошо обрабатываются алмазным кругом для получения декора «алмазная грань». Продолжительный, мелодичный звук при ударе, сильный блеск поверхности, бесцветный оттенок.

В основном применяется в холодном состоянии механич способ:

На пов-ти изделия алмазным кругом наносят различные рисунки:

· Номерная шлифовка (простые рисунки, часто повторяющиеся, небольшие по размеры до1,5см, доп другой рисунок-цветочки)

· Валовая шлифовка – кружочки-ямочки

· Гравировка – узкий углубления-прорези в виде сложного по композиции рисунка с разными сюжетами (пейзаж, растительный орнамент, историч сюжет)

· Алмазная грань – прорези, клинообразные, шарик (грань полусферой), овальная грань.

· Шлифование пов-ти – матовая круговая полоса или сплошное шлифование пов-ти или рисунок

· Широкие грани – для толстостенных хрустальных изделий (из круга шестиугольнык), потом полировка

Химические способы:

4. Простое (гелиоширное) – травление на пов-ти простого по композиции рисунка в виде мелких цветов, полосы, зигзага. Отличие от номерной шлифовки: при ней углубления, а при хим – плоская матовая пов-ть. Способ изготовления – на пов-ть через трафарет наносят покрытие – воск, потом снимают трафарет и получаются оголенные места и изделия опускают в кислоту и происходит процесс травления, за счет этого обр матовые пятна, рисунки.

5. Сложное или пантографное травление – способ нанесения то же, сложный по композиции рисунок – бутылки для бухла

6. Глубокохуд травление – травление на стекле с надцветом, за счет травление получается двухцветный рисунок, если 3 стекла – трехцветный. (ТЕХНИКА ГАЛЛЕ).

19. Виды термической обработки стекла: технология, назначения и их влияние на свойства изделий.

Виды термической обработки стеклоизделий:

1. Отжиг – снятие внутренних термических напряжений после формования. Причина термических напряжений – 1) при формовании стеклообразное в-во с внешней стороны соприкасается с воздухом или металлом, быстро остывает -> напряжение сжатия. Внутренний объем за счет плохой теплопроводности стекла при охлаждении внешней стенки находится при более высокой температуре -> напряжение растяжения. 2) Разнотолщенность изделий. При незначительной термической нагрузке или градиенте температур

Процедура отжига – медленное нагревание до температуры размягчения и выдержка и медленное охлаждение.

2. Закалка – назначение: придать стеклу повышенную термостойкость. Технологические этапы: медленное нагревание до температуры размягчения стекла tg, выдержка, резкое охлаждение проточным холодным воздухом или спец жидкостями. Снятие внутр напряжений и создание контраста. Внешний тонкий слой напряжение сжатия, внутр слой – напряжение растяжения. Пов напр сжатия обеспеч:

1. Повышенную термостойкость – спец стекло. Не менее 185 С

2. Безопасность при разрушении распадается на мелкие осколки без острых углов

Триплекс – между двумя или тремя стеклами находится пленка

3.Повышенная ударная прочность

Исп для стаканов общепита — толстостенные

3. Огневая полировка – для изделий после прессования – для создания гладкой блестящей пов-ти, для оплавления кромок после выдувания, для швов после прессования и прессовыдувания.

20. Характеристика изделий из натрийкальцийсиликатного стекла: свойства и особенности декорирования, способы идентификации.

Натрийкальцийсиликатное стекло – бесцветное стекло, содержащее в основном кремнезем, оксид одновалентных и двухвалентных металлов. Из него изготавливают оконные стекла, тару, посуду (сортовая стеклянная посуда).

Отличаются желтоватым оттенком и большой мутностью, выщелачивается со временем (происходит поверхностная эрозия), увеличивается мутность, с внешней стороны образуется оксидная пленка.

Глухой или мелодичный, короткий, быстрозатухающий звук при ударе. Малый или повышенный блеск поверхности. Пониженная прозрачность. Нет игры света на гранях.

Особенности декорирования – все, кроме алмазной грани, потому что высокая твердость

Горячий способ декорирования:

· Окрашивание стекла – цветное стекло (прессование и прессовыдувным)

· Разновидность цветных способ – сульфид цинковое стекло – стекло окр сульфидами Fe Zn. Различаются по цветовой гамме: чередованием белых (сульфид цинка) или желто-корич (сульфид железа) или бело-голубым рисунком.

· Глушенное стекло – молочно белые стекла

· Изделия с надцветом: надцвет – цветной слой снаружи, подцвет – цветной слой внутри, в сверху прозрачный. Способ произв надцвета – пульку опускают в прозрачное стекло, потом в цвет и выдувают. Подцвет – наоборот.

· Кракле – сеть мелких тещин внутри объема. Пр-во: на пульку набирают стекломассу, опускают в холодную воду, набирают свежий слой стекломассы.

· Насыпью – изменение фактуры пов-ти мелкозернистый порошок по пов-ти в виде круговой полосы, сплошного покрытия или узора.

· Филигрань – стеклонить внутри объема в виде спирали. Трехцветная спираль внутри объема – веницианская нить. На пульку в виде спирали навивают стеклонити, потом стекломасса и выдувают.

· Пузырьками – внутри объема стекломассы. Вводят в стекломассу гранулы, кот переходят в газообр состояние при температуре формованию

· Стеклоткань накладывают на пульку, добирают пульку, стеклоткань внутри объема и выдувают.

· Миллефиори – в толще стекла разноцветные пятна, круги, фигуры, оргнаменты. Рызкают каплями разного стекла на пульку.

В холодном состоянии механич способ:

На пов-ти изделия алмазным кругом наносят различные рисунки:

· Номерная шлифовка (простые рисунки, часто повторяющиеся, небольшие по размеры до1,5см, доп другой рисунок-цветочки)

· Валовая шлифовка – кружочки-ямочки

· Гравировка – узкий углубления-прорези в виде сложного по композиции рисунка с разными сюжетами (пейзаж, растительный орнамент, историч сюжет)

· Алмазная грань – прорези, клинообразные, шарик (грань полусферой), овальная грань.

· Шлифование пов-ти – матовая круговая полоса или сплошное шлифование пов-ти или рисунок

· Широкие грани – для толстостенных хрустальных изделий (из круга шестиугольнык), потом полировка

Химические способы:

7. Простое (гелиоширное) – травление на пов-ти простого по композиции рисунка в виде мелких цветов, полосы, зигзага. Отличие от номерной шлифовки: при ней углубления, а при хим – плоская матовая пов-ть. Способ изготовления – на пов-ть через трафарет наносят покрытие – воск, потом снимают трафарет и получаются оголенные места и изделия опускают в кислоту и происходит процесс травления, за счет этого обр матовые пятна, рисунки.

8. Сложное или пантографное травление – способ нанесения то же, сложный по композиции рисунок – бутылки для бухла

9. Глубокохуд травление – травление на стекле с надцветом, за счет травление получается двухцветный рисунок, если 3 стекла – трехцветный. (ТЕХНИКА ГАЛЛЕ).

Пленки и покрытия наносимые на стеклоизделия

· Роспись силикатными минеральными красками: роспись кистью с последующим закреплением 500-600 С. Ручная роспись, печать, шелкография, трафарет, фотопечать, деколь, аэрография.

· Покрытие драг металлами – роспись золотом, серебро, платина

· Покрытие люстровыми красками. Они создают эффект радужной, перламутровой пов-ти, эффект жемчуга. Люстровые краски – органоминеральные. При закрепление (терм обработки) обр оксидные или метал пленки (доли микронов).

· Иризирующие пленки – распыление металлов по пов-ти стеклоизделий в спец камерах при высоких темп с последующим охлаждением на воздухе и окислением.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Строительство
0 комментариев
No Image Строительство
0 комментариев
No Image Строительство
0 комментариев
No Image Строительство
0 комментариев
Adblock detector