No Image

Храм христа спасителя биография

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
11 марта 2020

Храм Христа Спасителя – это главный храм всей России. Кафедральный собор является местом для проведения богослужений Патриарха Московского и всея Руси, заседаний Архиерейских соборов и прочих важнейших церковных форумов. Данный храм давно стал символом страны и духовной веры россиян, а также памятником сложной и запутанной истории России. Храм Христа Спасителя был передан в постоянное пользование РПЦ мэрией Москвы.

Храм Христа Спасителя до разрушения

Храм был возведен в честь памяти героев Отечественной войны 1812 года как великий памятник смелости духа русского народа. По обыкновению подобные обетные церкви возводились в честь святого или одного из великих церковных праздников. Однако данный храм был построен в честь самого Христа Спасителя. Главным архитектором первого проекта постройки был Александр Витберг. Он считал, что будущий собор должен быть самым масштабным и величественным, по своей моще превосходя даже римский Собор Святого Петра.

По первому проекту храм должен был быть возведен на Воробьевых горах, однако после заложения фундамента было решено изменить место на территорию с более устойчивой почвой. Александр Витберг был отстранен от строительства из-за огромных расходов, и его место было передано Константину Тону. Под его профессиональным и чутким руководством возведение храма началось в 1839 году на новом месте – неподалеку от Кремля. Проект Тона был выбран основополагающим, и грандиозное возведение храма по нему завершилось только в 1881 году.

Роспись в куполе Храма Христа Спасителя

Во времена правления Иосифа Сталина Храм Христа Спасителя был принудительно взорван. По плану советской власти на освободившейся территории собора должен был быть построен огромный Дворец Советов с торжественным памятником Ленину. Однако начало войны не дало проекту исполниться, и в результате обедневшего бюджета и изменившихся настроений в политике строительство так и не началось даже в послевоенные годы. С 1960 до 1994 года на месте бывшего храма находился общественный бассейн «Москва».

После переворота власти и образования Российской Федерации правительством было принято решение о новой постройке великого храма. Алексей Денисов – талантливый реставратор – провел огромный труд над восстановлением того облика собора, которым он отличался в XIX веке. В этом помогли сохранившиеся чертежи и рисунки. Денисов был отстранен от работы, и далее постройку взял на себя Зураб Церетели. По его идее отделка фасада была выполнена в бронзе, что противоречит историческим данным. На сегодняшний день храм полностью восстановлен, однако его внешний вид не является повторением проекта Тона.

Современный фасад Храма Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя краткая информация. Автор: Лидия Новикова

Храм Христа Спасителя — когда он был основан и какая его история? Правда ли, что сейчас это самый высокий православный храм в мире? Как выглядел первый храм Христа Спасителя и когда он был разрушен? Кто архитектор храма Христа Спасителя? Где этот собор расположен в Москве?

Отвечаем на все самые популярные вопросы и рассказываем самые важные факты!

Храм Христа Спасителя: кратко самое основное

Нынешний храм Христа Спасителя в Москве — по сути, третий.

Первый храм Христа Спасителя — спроектировали в 1817 году. Выглядеть он должен был совсем иначе, чем нынешний (причем — устрашающе иначе), и стоять он должен был совсем в другом месте. Его строительство остановилось, едва начавшись.

Второй — был воздвигнут в 1883 году, выглядел почти в точности, как нынешний, и был разрушен советскими властями в 1931 году.

Нынешний храм Христа Спасителя был достроен к 2000 году.

Храм Христа Спасителя — размеры

Это один из крупнейших православных храмов в мире, а по высоте — и вовсе первый из всех.

Высота храма Христа Спасителя — 103 метра, это почти 40 этажей в жилом доме. (кроме него, выше ста метров только Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге и, по некоторым данным, Троицкий собор Цминда Самеба в Тбилиси)

По вместительности (10 000 человек) он входит в пятерку в мире.

По площади — 60 на 60 метров — этот величественный храм тоже один из крупнейших в мире (крупнее: Цминда Самеба в Тбилиси — 77 на 65 метров; и храм святого Саввы в Белграде — 91 на 81 метр).

При этом, первый храм Христа Спасителя должен был быть еще более масштабным сооружением, и совершенно иным по архитектурному стилю.

Первый храм Христа Спасителя

Высота храма Христа Спасителя сейчас — 103 метра. Впечатляет. Но высота собора, который планировался изначально в XIX веке, предполагалась еще больше — 240 метров!

И должен это был быть, даже, не столько храм, сколько памятник о погибших солдатах в войне 1812 года. Целый комплекс, который включал в себя и собор, и инфраструктуру вокруг — колоннады, пантеоны (в том числе — монархам).

Похож он был на православный храм? Нет, совершенно. Его, даже, спроектировал не православный человек, а лютеранин Карл Витберг (хотя, ради того, чтобы стройка состоялась, он все-таки перешел в православие).

Как всё это вообще могло случиться?

Возможно, потому что Александр I, который объявлял конкурс, был поклонником западной архитектуры? Как раз при нем был разработан проект Исаакиевского собора, который тоже ничего общего с русской традицией не имеет…

Читайте также:  На листьях драцены черные точки

Возведение храма Христа Спасителя было остановлено еще на стадии фундамента. Отчасти, потому что были крупные просчеты в организации, отчасти — из-за ненадежности почвы, а отчасти — из-за выплывших массовых растрат. Сам Витберг за это был арестован и отправлен в ссылку.

Храм Христа Спасителя до разрушения

В 1837 году началось строительство нового храма Христа Спасителя. Архитектором был Константин Тон (на его счету множество крупных проектов — включая Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата, — один из крупнейших архитекторов в истории России).

Тот собор выглядел почти точно так же как нынешний и там же, где нынешний, располагался — на Волхонке, на берегу Москва-реки.

В этом проекте — уже никакой «латинской» архитектуры. Собор огромный, величественный, в некоторых вещах новаторский (а как иначе с такими размерами?), но — абсолютно в духе российский традиций. В это время в России правил уже Николай I. Считается, что он собственнолично выбрал этот проект храма Христа Спасителя.

Этот храм, как и первый проект, был воздвигнут в память о воинах, падших в битвах 1812 года и был в равной степени и храмом, и памятником им, но на этот раз это был именно собор, а не мемориальный комплекс.

Храм Христа Спасителя был взорван в 1931 году: чтобы на его месте построить еще более масштабное сооружение — Дворец советов — поражающее своими размерами архитектурное сооружение с гигантским Лениным и вертолетной площадкой на его руке. Высота планировалась 495 метров — в пересчете на жилые дома это более 150 этажей.

Бассейн на месте храма Христа Спасителя (фото)

Однако строительство Дворца советов не сложилось Причин было много, но все они — исключительно практического свойства, а не мистического (как кто-то верил в народе) — дороговизна, начавшаяся война итд…

В итоге появился открытый бассейн — кажется, самый крупный в Европе. Он был настолько большим, что испарения вызывали коррозию на близлежащих зданиях!

Бассейн на месте Храма Христа Спасителя назывался «Москва». И просуществовал с 1960 по 1994 год.

Нынешний храм Христа Спасителя

Собор, который мы видим сейчас, был открыт 31 декабря 1999 года, а на Рождество 2000-го года в нем была отслужена первая Литургия.

Храм строился исключительно на пожертвования.

Внешне — почти полная копия прежнего храма Христа Спасителя — за небольшими исключениями.

Храм Христа Спасителя вскоре после восстановления.

Храм Христа спасителя — расположение

Храм Христа Спасителя расположен на улице Волхонка, практически на берегу Москва-реки.

Метро возле храма Христа Спасителя — «Кропоткинская», 2 минуты пешком.

Так же можно дойти от станции «Боровицкая» или «Парк Культуры».

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

Храм в память о храме

Это главный Кафедральный собор России, второй по величине православный собор в мире (после собора святого Саввы в Белграде) и первый по высоте. Вообще храм Христа Спасителя можно назвать «храмом четырех монархов»: задуман при одном императоре, начат при другом, закончен при третьем и освящен при четвертом; а при новых властителях и вовсе разрушен.

Первый храм Христа Спасителя строили в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия. В 1814 году прошел международный конкурс на проект церкви. Победил проект 27-летнего художника и лютеранина Карла Витберга.

В конкурсе участвовали Джакомо Кваренги, Осип Бове, Доминико Жилярди. Но только Витбергу удалось угадать желание императора Александра I создать храм, одушевленный религиозной идеей, и заставить камни говорить. Замысел архитектора был настолько гениальным, что граничил с безумием.

По сравнению с современным храм Витберга предполагался в 3 раза больше и включал пантеон погибших, колоннаду из 600 колонн и пирамиду из трофейных пушек, памятники монархам и видным полководцам. Разместить церковь планировали на Воробьевых горах. А средства на строительство выделили огромные — 16 миллионов рублей от казны и народные пожертвования.

12 октября 1817 года заложили первый камень будущего храма Христа Спасителя на Воробьевых горах.

Поначалу строительство шло бойко, но скоро темпы снизились. В итоге за 7 лет не удалось завершить даже нулевой цикл, а деньги уходили неизвестно куда (уже позже комиссия насчитала 1 миллион рублей растрат).

Были большие сложности с материалами: камень для строительства храма везли из деревни Григово Верейского уезда и подмосковного села Васильевского на баржах по Москве-реке. Чтобы поднять уровень воды, построили плотину. Но во время работ засорили камнями поля, и владелец села Яковлев подал на Витберга в суд. Как известно, беда не приходит одна: по пути в Москву затонули баржи.

Пришедший к власти Николай I в 1825 году остановил строительство. Официальной версией стала недостаточная надежность почвы. Одновременно с этим началось судебное разбирательство — Витберг и руководители строительства были признаны виновными в растратах. В 1835 году архитектора сослали в Вятку, а его имущество конфисковали. Идеи Витберга с пирамидой и памятниками полководцам так и не были воплощены. Даже свезенные в Москву трофейные пушки остались лежать возле стен Арсенала.

Читайте также:  Газовая турбина где применяется

Новый конкурс на строительство храма Христа Спасителя проводить не стали: в 1831 году Николай I лично определил архитектором Константина Тона. После истории с Витбергом важно было строить не гениально, а экономно. А Тон много раз получал премии за сокращение издержек.

Новое место для церкви Николай I выбрал лично — поближе к Кремлю. Для этого пришлось снести располагавшийся там Алексеевский женский монастырь и перевести монахинь в Сокольники. Работы шли 44 года, не останавливаясь ни на день, а на создание внутреннего убранства ушло 20 лет. Константин Андреевич Тон почти 50 лет провел в трудах по строительству главного храма России. Он умер, не дожив совсем немного до его освящения.

Церковь расписывали В.И. Суриков, В.П. Верещагин, И.М. Прянишников, В.Е. Маковский, Г.И. Семирадский. Скульптурные горельефы изготовили П.К. Клодт, Н.А. Рамазанов и другие именитые скульпторы. Сюжеты наружных горельефов и внутренних росписей связаны с христианскими праздниками, на которые пришлись дни решающих сражений — при Тарутине, Бородино, Малоярославце. На стенах появился пантеон Святых заступников Руси — Александр Невский, Дмитрий Донской, Даниил Московский, Сергий Радонежский, Василий Блаженный, царевич Дмитрий, князь Владимир и княгиня Ольга, Георгий Победоносец. Были среди горельефов и образы Богоматери — Смоленской, Владимирской, Иверской.

А в стенах нижней части храма Христа Спасителя поместили 177 мраморных плит, где были описаны все прошедшие сражения, перечислены состав войск, имена командования, убитых, раненных и награжденных. На стенах церкви можно было даже прочесть тексты приказов по армии и царских манифестов — о взятии Парижа, низложении Наполеона, о заключении мира.

Новый храм получился огромным! Внутри могла бы целиком поместиться колокольня Ивана Великого. Высота храма составила 103 метра, а диаметр главного купола — почти 30 метров. На колокольнях находилось 14 колоколов. Самый большой из них весил 1 654 пуда. А во время богослужения в храме могло находиться 7 200 человек.

В 1880 году у церкви появилось официальное название — Кафедральный во имя Христа Спасителя собор. А к 1881 завершили работы по устройству набережной и площади вокруг храма. Константина Тона, к тому времени уже дряхлого старика, доставляли к храму на носилках. Но освещению церкви помешала гибель императора Александра II от рук террористов.

Освятили храм Христа Спасителя уже при Александре III. И новая церковь сразу стала центром многих культурных событий. Например еще за год до освящения, 20 августа 1882 года, в храме Христа Спасителя впервые исполнили Увертюру Чайковского «1812 год».

Но современники церковь воспринимали неоднозначно. Тарас Шевченко сравнивал его с «толстой купчихой в золотом повойнике», Александр Чаянов — с тульским самоваром, Александр Герцен — с «пятиглавыми судками с луковками вместо пробок».

В январе 1918 года государство прекратило финансировать церкви. А 2 июня 1931 появилось распоряжение снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте Дворца Советов.

Москвичи роптали, называя новый Дворец «чернильницей», но открыто против решения властей не выступали.

Прощай, хранитель Русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал!

По гениальной мысли Тона
Ты был в величии простой,
Твоя гигантская корона
Горела солнцем над Москвой.

С тобой умолкли отголоски
Великого Бородина,
Исчезли мраморные доски
И с ними храбрых имена.

Кутузов и Барклай-де-Толли,
Граф Витгенштейн, Багратион —
Не мог сломить на бранном поле
Вас даже сам Наполеон!

Давыдов, Фигнер и Сеславин,
Тучков, Раевский, Багговут —
Кто вам по храбрости был равен
Пускай подобных назовут!

Мне жаль художников и зодчих,
Большой сорокалетний труд;
И помириться мысль не хочет,
Что храм Спасителя снесут.

Над этой гордостью московской
Трудилось много мастеров:
Нефф, Верещагин, Логановский,
Толстой, Бруни и Васнецов.

Клодт, Семирадский, Ромозанов,
Маковский, Марков — это те,
Кто разукрасил образами
Храм в несказанной красоте.

Нет ничего для нас святого!
И разве это не позор,
Что «шапка золота литого»
Легла на плаху под топор!

Прощай, хранитель Русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал!

Идея Дворца Советов возникла из-за того, что в Москве не было подходящего помещения для сбора представителей Союзных республик. Объявили конкурс, на который представили 160 проектов.

Среди авторов были Ле Корбюзье, Гропиус, Мендельсон. А победил проект Бориса Иофана в любимом Сталиным классическом «большом стиле». Дворец высотой 415 метров должен был стать самым высоким зданием мира, а венчала бы его грандиозная статуя Ленина. Один только указательный перст вождя вытягивался вперед на 6 метров, а длина ступни достигала четырнадцати! Проект был монументальным во всем: огромные залы, лифты, поднимающие на смотровую площадку на ладони Ленина, гигантский паркинг, куда могли разместиться даже самолеты. А для устройства смотровой площадки создали специальный «институт правой руки».

По иронии судьбы местом для Дворца Совета выбрали холм над Москвой-рекой, где стоял храм Христа Спасителя.

Здание храма разбирали несколько месяцев, но церковь не поддавалась. Тогда решили взрывать. 5 декабря 1931 года грянуло 2 взрыва — после первого храм устоял. Все это происходило на глазах у жившего рядом Ильи Ильфа. Он вспоминал, что мощные взрывы содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов.

Читайте также:  Реле напряжения 220в для дома цена

На разбор обломков ушло почти 1,5 года. Но материал не пропал даром: колокола и кровлю куполов переплавили для отливки скульптур на станции метро «Площадь Революции», плиты с именами героев 1812 года пустили на отделку Института органической химии АН СССР, устройство лестницы Третьяковской галереи и облицовку станций Охотный ряд» и «Кропоткинская». Лишь отдельные фрагменты убранства перенесли в музеи (например, часть горельефов попала в Музей архитектуры — их и сегодня можно увидеть в северной стене Донского монастыря). Оставшийся мрамор покрошили на посыпку дорожек в парках.

Строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться — началась Великая Отечественная война, и подготовленные уже металлические конструкции пошли на изготовление противотанковых ежей.

Вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать, а после войны о Дворце Советов практически забыли. Из грандиозного проекта возвели лишь одноименную станция метро (сейчас — «Кропоткинская») и заправку на Волхонке.

В 1960 году на месте храма появился открытый бассейн «Москва». Острословы шутили: Был храм, потом хлам, а теперь срам . За спортивным объектом закрепилась дурная слава: там периодически тонули люди — якобы действовала группировка, недовольная сносом храма Христа Спасителя. Также соседством с бассейном была недовольна администрация Музея имени Пушкина, так как зимой испарения горячей воды оседали на здании и экспонатах музея, разрушая их. Но это не помешало бассейну проработать более 30 лет.

В конце 1980-х появилось общественное движение за воссоздание храма Христа Спасителя. А 5 декабря 1990 года установили «закладной» камень, и в 1994 началось строительство.

Материалов для воссоздания храма было достаточно: много подлинных фрагментов спрятали в подвалах старого здания МГУ, а в архивах НКВД хранились фотографии и обмеры здания, сделанные перед разрушением.

Автор проекта воссоздания храма Денисов вскоре отошел от работы, уступив место Зурабу Церетели. Под его руководством на белокаменных стенах появились не мраморные, а бронзовые горельефы. Это отступление от первоисточника вызвало много споров. Расписывали интерьеры также рекомендованные Церетели художники. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золоченую кровлю заменили на покрытие на основе нитрида титана. Крупные скульптурные медальоны на фасаде храма изготовили из полимерного материала. Все это сделали, чтобы избежать разрушения декора на храме, как уже было с мраморным и гипсовым убранством первой церкви.

Но эксперты говорили, что если раньше храм можно было читать как книгу, то сейчас ее страницы в беспорядке: какие-то переставили местами, а какие-то вырвали.

Но все же история Отечественной войны 1812 года в архитектурном убранстве храма прослеживается четко: в коридоре на мраморных плитах перечислены все манифесты, вышедшие во время войны. Далее в хронологическом порядке описаны все сражения. Напротив алтаря помещен манифест об изгнании неприятеля 25 декабря 1812 года. По южной и западной стороне расположены описания сражений, проходивших за границей и манифесты о взятии Парижа, низложении Наполеона и установлении мира. Восстановлена и галерея воинской славы — 177 мраморных досок с именами героев 1812 года.

Зураб Церетели участвовал в конкурсах на изготовление барельефов и на изготовление крестов. В обоих случаях он победил. При этом декоративное убранство не только эстетически и исторически проработано, но и продумано с инженерной точки зрения. Так, массивные двери храма доступны для открытия даже пожилому человеку (нужна сила, чтобы сдвинуть груз весом всего лишь 1,5 кг), а раньше для открытия дверей требовались усилия нескольких служек.

Внутренние росписи доверили Церетели после того, как Илья Глазунов в беседе с мэром отметил, что неправильно, если художники, которые раньше рисовали Ленина, будут рисовать Христа. Претендентов, которые не рисовали вождей, оказалось немного.

К 1999 году новый храм Христа Спасителя завершили. Но в отличие от исторического предшественника, сооружение стало двухуровневым, с храмом Спасо-Преображения на цокольном этаже.

Считается, что таким образом удалось избежать проклятья игуменьи Алексеевского монастыря.От старого храма практически ничего не уцелело: после разрушения церкви новая власть попыталась искоренить всю память о нем. Но чудесным образом сохранились 6 больших картин художника Верещагина и написанная на цинковой плите икона «Нерукотворный Образ Спасителя» художника Сорокина.

Перед тем как взорвать храм, митрополита Александра Введенского вызвал Луначарский, и разрешил взять из церкви что-то на память. Митрополит взял именно эту икону. Она долго хранилась в его семье. А во время воссоздания храма Христа Спасителя, потомки Введенского обнаружили в старых вещах хорошо упакованный сверток. Так нашли образ Спасителя. Сейчас икона расположена в Преображенской церкви храма Христа Спасителя.

Нынешний храм Христа Спасителя почти не отличается от предыдущего. В плане он выглядит как равносторонний крест шириной около 85 метров. Высота собора с главным куполом и крестом — 103 метра. Роспись внутри занимает около 22 000 м 2 , и почти половина позолочена.

В храме также работает автомойка и патриарший музей церковного искусства. В зале Церковных соборов проводят конференции и концерты. А под куполом действует смотровая площадка, откуда открывается интересный вид на Москву.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Строительство
0 комментариев
No Image Строительство
0 комментариев
No Image Строительство
0 комментариев
No Image Строительство
0 комментариев
Adblock detector