No Image

Торцевая резьба по дереву

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
11 марта 2020

Приступая к резьбе, надо изучить свойства древесины, потому что каждая порода обладает присущими только ей определенными качествами и текстурой, вследствие чего имеются отличия в способах обработки различных пород. Нужно иметь представление о разнообразии цветовой палитры, уметь придать дереву искусственным путем (крашением, тонированием, отбеливанием) нужный цвет и оттенки. Кроме того, мастер должен учитывать способность древесины легко обрабатываться и приобретать гладкость или матовый блеск, воспринимать лицевую отделку, а также различия текстуры трех основных срезов — вдоль или поперек волокон и на торце.

Каждый резчик, приступая к работе, должен усвоить и соблюдать основные правила резьбы, которые имеют решающее значение.

Выполнение резьбы в любой технике обязательно начинают с того, что прочно закрепляют заготовку на верстаке державками или другими приспособлениями.

Безусловно, только практический опыт, приобретенный в работе, подскажет наиболее правильный выбор технологии при изготовлении резных изделий. Начинающий резчик-любитель сможет освоить срезы и резьбу профильных форм на трех основных сторонах заготовки (рис. 150).

Рис. 150.
Срез по наклонной:
а — правильно; б — неправильно

Срез по наклонной (рис. 150) выполняется исключительно по наклонной линии к слою и в направлении идущих волокон. Такой срез получается чистым, гладким, блестящим. Несоблюдение этого правила, например, срез против направления волокон, приводит к образованию задиров и сколов.

Срез поперек волокон (рис. 151) выполняется полукруглой стамеской с двух сторон (навстречу друг другу) от края заготовки к центру, нельзя резать от одного края до другого одним движением, так как непременно получатся сколы.

Рис. 151.
Срез поперек волокон (стрелками показано направление движения инструмента):
а — правильно; б — неправильно

На ровной торцевой плоскости направление резания идет от краев к середине. Резьба от середины к краям неизбежно вызывает сколы (рис. 152).

Рис. 152.
Срез по торцевой поверхности (стрелками показано направление движения инструмента)

Резьба прямой двусторонней выемки поперек волокон (рис. 153) выполняется косячком сначала в вертикальном положении, затем постепенно срезают грани с одной и другой стороны линии до середины выемки, держа косячок наклонно.

Рис. 153.
Резьба прямой двухсторонней выемки поперек волокон:
1 — разметка: 2 — направление движения инструмента; 3 — средняя линия

Резьба двухсторонней выемки, расположенной по наклонной (рис. 154), выполняется на закрепленной и размеченной заготовке в три приема. Сначала режется прямая средняя линия при вертикальном положении резака на полную глубину выемки, затем — одна наклонная сторона выемки вдоль волокон. Вторая наклонная сторона режется в обратном направлении, также по слою. Несоблюдение этого правила резьбы приводит к шероховатым срезам, задирам и заколам.

Рис. 154.
Резьба двухсторонней выемки по наклонной к направлению волокон:
1 — грань выемки; 2 — направление движения инструмента

Резьба прямых двухсторонних выемок вдоль волокон (рис. 155) выполняется без особых затруднений, если линии текстуры годичных слоев параллельны боковым кромкам заготовки и имеют прямослойное строение. Сначала прорезается средняя линия на глубину выемки, а затем — боковые грани по наклонным линиям в любом направлении.

Рис. 155.
Резьба двухсторонней выемки вдоль направления волокон:
1 — грань выемки; 2 — направление движения инструмента

Если направления волокон древесины имеют отклонение от прямой линии и свилеватость, то резьба выполняется иначе: сначала вертикально в одном направлении прорезается средняя линия, затем — боковые грани в двух направлениях (рис. 156). Главное, чтобы резак проходил вдоль волокон, по слою. Резьба по непрямослойной древесине требует аккуратности и навыка.

Рис. 156.
Резьба двухсторонней выемки вдоль волокон на свилеватой древесине (стрелками показано направление движения инструмента, цифрами обозначена последовательность выполнения работы)

Резьба выемки, расположенной по кривой или по окружности (рис. 157), выполняется следующим образом. Размеченную заготовку прорезают полукруглой стамеской или косяком сначала по средней линии, затем режут боковые грани выемки в направлениях, указанных на рисунке стрелками. Важно только, чтобы лезвие снимало стружку вдоль волокон. Следует обращать особое внимание на участки встречи граней выемки (они помечены крестиками). Снятие древесины должно проходить стружка в стружку (т. е. по очереди с каждой стороны). Резьба по кривой или круглая выемка, расположенная на пласти вдоль волокон древесины, получается хорошо, когда режется в четырех направлениях.

Рис. 157.
Резьба выемки, расположенной по кривой или по окружности:
I — IV — последовательность движения инструмента по секторам: а — двухгранная выемка; б — полукруглая выемка

Резьба полукруглой выемки, расположенной наклонно (рис. 158), выполняется с учетом направления слоев годичных колец, так как при резьбе полукруглой стамеской в одном направлении одна сторона выемки режется хорошо и имеет гладкую поверхность, а другая идет против направления слоя, и срез получается с задирами древесины. Учитывая это, следует выполнять резьбу в двух противоположных направлениях или по расположению волокон в древесине, по слою. Середина выемки режется особенно аккуратно и осторожно, тонкими слоями, стружка одного направления в стружку другого. Соблюдая эти правила, можно получить выемку с чистыми и гладкими сторонами.

Рис. 158.
Резьба полукруглой выемки, расположенной наклонно (стрелками показано направление движения инструмента, цифрами обозначена последовательность выполнения работы)

Резьба круглой вогнутой выемки, расположенной на пласти, выполняется двумя способами.

1-й способ. Режут от линии разметки, проходящей параллельно расположению волокон в древесине, до вертикальной линии, перпендикулярной ей и также проходящей через центр (показано стрелками на рис. 159, а). Места встречи следует резать от края к центру по вертикальной линии.

Рис. 159.
Резьба круглой вогнутой выемки, расположенной на пласти (стрелками показано направление движения инструмента):
а — первый способ; б — второй способ

Читайте также:  Как утеплить пластиковую дверь на балкон

2-й способ. Выемка режется по встречным параллельным направлениям по слоям строения древесины. В местах встречи направления резания стружка срезается поперек волокон от краев к центру (рис. 159, б).

Резьба круглой вогнутой выемки, расположенной по торцевой стороне заготовки, выполняется также двумя способами.

1-й способ (рис. 160, а). Режут боковыми движениями резца полукруглой стамеской вдоль слоев древесины. Направление резьбы идет от центра вкруговую, параллельно границам выемки.

Рис. 160.
Резьба круглой вогнутой выемки, расположенной на торце (стрелками показано направление движения инструмента):
а — первый способ; б — второй способ

2-й способ (рис. 160, б). Резьба выполняется клюкарзами по направлению от центра к краям по прямым или немного изогнутым линиям от центра к краям выемки.

Резьба круглой выпуклой формы на пласти (рис. 161) режется в четырех направлениях двумя способами.

1-й способ (рис. 161, а). Резьба выполняется от вертикальной линии, идущей через центр выпуклости, к горизонтальной, проходящей через центр, вдоль направления волокон древесины (показано на рисунке стрелками).

Рис. 161.
Резьба круглой выпуклой формы на пласти (стрелками показано направление движения инструмента):
а — первый способ; б — второй способ

2-й способ (рис. 161, б). Резьба круглой формы выполняется по слою древесины в параллельных направлениях от вертикальной линии к краям выпуклой формы.

Резьба выпуклой формы на торцевом срезе заготовки (рис. 162) выполняется по направлению строения древесины от края площадки формы к ее вершине.

Рис. 162.
Резьба круглой выпуклой формы на торце (стрелками показано направление движения инструмента)

Приемы основных правил резьбы охватывают исполнение почти всех форм и видов рельефа. Далее при рассмотрении отдельных видов домовой резьбы и техники выполнения приводятся дополнительные сведения о приемах и способах резания, которые могут быть использованы резчиком.

Из всех видов резьбы рельефная техника является одной из наиболее выразительных. Реалистичные деревянные барельефы, с аккуратной деталировкой, эффектной игрой теней и правильно построенной композицией, способны по-настоящему завораживать. Рельефную технику можно рассматривать как переходную ступень к скульптурной резьбе, по праву считающуюся венцом резного искусства.

В этом материале мы расскажем о базовых принципах рельефной резьбы по дереву. Наши советы будут полезны не только для начинающих резчиков, но и для мастеров уже попробовавших свои силы в этой технике. На примере предложенного проекта вы познакомитесь с основными принципами чистой и аккуратной резки, научитесь правильно моделировать объем, освоите профессиональные секреты, которые помогут подчеркнуть трехмерные качества резной композиции.

В чем отличие рельефной резьбы от других техник?

От плоскорельефной, контурной, геометрической и других видов необъемной резьбы рельефную технику отличает, прежде всего, ее подчеркнутый трехмерный характер. Основная композиция здесь выступает на передний план за счет обрезанного фона, благодаря чему изображение становится более выразительным, с характерным обилием светотеней.

Если основной рисунок композиции возвышается лишь слегка, не более чем на половину от толщины всего изделия, то такую резьбу называют барельефной (а само изделие барельефом). При более высоком и выступающем рельефе резьбу именуют горельефной.

Набор инструментов для новичка

Чтобы научиться резьбе по дереву, вовсе не обязательно обзаводиться арсеналом стамесок, ножей и других резцов, как многие склонны думать. Для освоения базовых навыков рельефной техники будет достаточно нескольких уголковых стамесок (геймусов), например, 10 мм и 6 мм, прямой стамески 12 мм, радиусной (полукруглой) 10 мм, подрезного ножа и небольшого штихеля. Остальные виды стамесок для резьбы по дереву уместно приобретать по мере роста резчицкого мастерства.

Всегда следите за остротой инструмента. Если резец оставляет грубый след и скалывает древесину небольшими щепками, вместо того чтобы легко снимать аккуратные слои – это верный признак того, что стамеска нуждается в заточке. Тупой инструмент портит качество работы, требует больших усилий при резьбе и не дает возможности правильно «почувствовать» стамеску начинающему резчику.

Какое дерево выбрать для рельефной резьбы?

Правильный выбор древесины – залог успеха для мастера, осваивающего тонкости этой техники. Для нужд резчиков оптимально подходят почти все мягкие лиственные породы: осина, ольха, береза, орех и т.д. Но главной древесиной для большинства мастеров, занимающихся не только объемной, но и плоской, плосковыемчатой, геометрической и другими видами резьбы по дереву, является липа.

Липа – мягкая и легкая древесина, с равномерной плотностью, за счет чего особенно хорошо поддается обработке: легко режется, точится и строгается во всех направлениях. Липа почти не коробится и не усыхает, не выделяет дубильных веществ, поэтому считается идеальным сырьем, в том числе, для изготовления посуды. Недостатком липы является ее плохая окрашиваемость в другие цвета.

Отработка навыков рельефной резьбы на примере проекта «Лис»

Как сделать барельефную резьбу на дереве мы пошагово расскажем на примере несложного проекта «Лис». В качестве заготовки рекомендуем использовать спил липы или же обычную дощечку из любой другой мягкой лиственной породы.

Перенос рисунка

Для перевода рисунка на деревянную основу используют копирку, как наиболее простое и эффективное решение. При необходимости, линии копировальной бумаги можно легко стереть, внеся нужные изменения по ходу работы. Во избежание смещения рисунка в процессе переноса зафиксируйте деревянную заготовку или подложите под нее резиновую подложку. Подумайте, где лучше расположить изображение, чтобы композиция выглядела наиболее оживленной и интересной. В нашем случае мы сместим ее от центра к низу (фото 1).

Вырезание основного контура

Для вырезания внешнего контура используйте уголковую стамеску #12 (ширина лезвия 10 мм/угол 60°). Она позволит не только сделать аккуратную обводку основной фигуры, но и сразу удалит значительную часть фона (фото 2).

Читайте также:  Как напечатать обложку для тетради

Техника выполнения реза уголковой стамеской:

  • Левой рукой фиксируйте плотно инструмента, а правой толкайте его вперед; правильный хват стамески позволит точно направлять резец, вести аккуратную линию реза и не давать лезвию соскальзывать с контура.
  • Намечайте резцом основной контур линий, после прорезайте их до желаемой глубины (в нашем случае 4-5 мм). Срезая древесину понемногу, вы будете лучше контролировать процесс резьбы и уменьшите риск образования сколов.
  • Преодолевая сопротивление древесины, равномерно распределяйте давление на стамеску, достигая гладкой и однородной поверхности.
  • Работая стамеской, учитывайте направление волокон древесины, т.к. резец всегда стремится двигаться вдоль твердых годовых колец.
  • Не при каких обстоятельствах не направляйте стамеску в свою сторону: режьте от себя или держите инструмент параллельно груди.
  • Работайте резцом прямо за карандашными линиями, оставляя их видимыми.

Выборка фона

В правильном и аккуратном удалении фона во многом и заключается суть рельефной резьбы по дереву. Освоение этого навыка – ответственная задача для начинающего резчика. Удалить много фона с минимальными усилиями помогают радиусные стамески (полукруглые или отлогие). В нашем случае мы оставим фон композиции в виде широких декоративных канавок (фото 3). При необходимости его можно сделать ровным, используя плоскую стамеску.

Сформировав фон, вернемся к уголковой стамеске и еще раз «на чистовую» пройдемся по контуру основной композиции (фото 4). После подровняем фон (фото 5).

Проработка основной композиции

В качестве инструмента для тонкой контурной проработки оптимальны уголковые стамески #15 (ширина лезвия 6 мм/угол 45°) или #16 (ширина лезвия 6 мм/угол 35°).

Очертите глаз лисы, сохранив карандашный контур (фото 6). Опуститесь вниз и займитесь проработкой пасти: аккуратно выберите фон вокруг зубов и внутри рта (фото 7). Ориентируйтесь на объемность и законы перспективы в композиции: поскольку передние зубы находятся на переднем плане, они должны быть немного завышены. Проработайте область носа.

Для проработки формы головы используйте радиусную (отлогую) стамеску шириной 10 мм. Начните с ушей: левое ухо на переднем плане сделайте более высоким (фото 8).

Скруглите форму головы (фото 9), сделав плавный переход к морде, которая должна остаться более плоской и без выраженного объема (фото 10).

Работая над конкретными областями, не забывайте периодически оценивать общую композицию: насколько правильно перетекает объемность, как проработана перспектива и пр. Здесь каждая деталь взаимосвязана друг с другом. Рельефная резьба должна восприниматься как целостная композиция, а не коллаж из набора резных элементов.

Резьба листа

Для работы над этим элементом используйте церазик – глубокую полукруглую стамеску шириной 5 мм (фото 11). Этот узкий инструмент хорошо подойдет для проработки мелких элементов и создания рельефа листа.

По всему периметру листа сделайте аккуратную подрезку, чтобы он хорошо выделялся из общей композиции и как бы был оторван от фона (фото 12). Очертив основной контур и выбрав фон вокруг листа, приступайте к вырезанию прожилок (фото 13). Закончив формирование рельефа, срежьте штихелем все оставшиеся плоские места (фото 14).

Детализация черт лица

С помощью подрезного ножа создайте глубокую тень над глазом, подведите резцом нижнее веко и придайте глазу округлость (фото 15).

Завершите резцом проработку мелких элементов пасти (фото 16).

Детализация шерсти

Имитация текстуры шерсти – важный навык, который нужно отработать каждому резчику, т.к в будущем вы неоднократно будете сталкиваться с резьбой различных животных. В представленном проекте шерсть лисы создается по самой простой схеме: церазиком 5 мм делаются короткие и неглубокие штрихи (стрелки указывают направление естественного роста шерсти животного) (фото 17).

Для большей натуралистичности можно проработать текстуру шерсти тонким стальным резцом – штихелем. Работайте над текстурой, пока не останется ни одного плоского места.

Чем зачистить резьбу по дереву?

При аккуратной работе самыми остро заточенными резцами почти всегда остаются грубые места и незначительные дефекты, требующие устранения. Для зачистки углубленных мест и подрезки небольших сколов используйте мелкий штихель. Объемные поверхности зачищают наждачной бумагой P150. Чтобы окончательно убедиться в отсутствии незамеченных мелких дефектов, протрите картину тряпкой, смоченной в уайт-спирите, и еще раз внимательно рассмотрите ее под разными углами. Когда все недостатки зачищены, можно приступать к отделке.

Чем покрыть резьбу по дереву?

Для однотонной отделки используют следующие составы:

Морилка. В плоскорельефной резьбе морение используют не только для того, чтобы придать древесине более благородный внешний вид. С помощью морилки усиливают контраст определенных участков, они в свою очередь подчеркивают рельеф и объемность композиции. Для достижения такого эффекта достаточно нанести морилку на глубокие участки резьбы, которые должны казаться затененными.

Если вы решили полностью тонировать свою работу, использовать морилку нужно аккуратно, принимая во внимание породу дерева и особенности заготовки на которой вырезана композиция. Под воздействием влаги мелкорельефная резьба может разбухнуть, покоробиться, на ней может образоваться поднятый ворс и прочие дефекты, которые непоправимо испортят внешний вид работы. Распространенным изъяном при морении резьбы является неоднородность тона, особенно часто проявляющаяся в местах склейки брусков.

Воск. Оптимальный вариант декоративной отделки для резных работ, выполненных на темных породах дерева. Воск подчеркивает достоинства древесины: делает ее гладкой, добавляет легкий блеск и мягкий бархатистый оттенок. Но такой вариант отделки подойдет не для всех разновидностей рельефной резьбы. Эффективность нанесения воска во многом зависит от качества располировки, с чем возникнут сложности при отделке объемных горельефов, а также работ со сложной и мелкой детализацией.

Читайте также:  Как оформить придомовую территорию многоквартирного дома

Масла. Также как и использование морилки, применение масла в качестве декоративной отделки имеет множество подводных камней и сопряжено с потенциальными рисками: от разбухания до образования пятен. В случае с рельефной резьбой такую отделку не рекомендуют наносить более чем в 1-2 слоя. О специфике каждого типа масла мы подробно говорили в одной из наших статей.

Основные ссылки

Визитки мастера

Торцевая резьба

Раздел:

  • 57
  • 5383 просмотра
  • 16 комментариев
  • избрали (5)

Комментарии

КАКИЕ БУДУТ ВОПРОСЫ ЗАДАВАЙТЕ .

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

хоть и не люблю смотреть длинные видеоролики, но посмотрел оба, с удовольствием. всё понравилось. и резьба, и котэ, и даже рассуждения о том что в жизни не стОит ничего менять — мне близкИ.
на какой клей всё это собирается.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Пока второй посмотрел — красота! Супер!
Как только появится время, буду смотреть первый.
Интересно не только на какой клей собирается, а ещё и как фиксируются (прижимаются) тонкие детали при склейке?

Любишь дерево? Тогда лучше "на ты")

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

ну. собственна. торец ведь хорошо впитывает. может даже и без шкантов

я то по началу думал, что работы аэрографом разукрашены. а тута всё натуральное оказывается. и это с полным правом можно назвать — Высший Пилотаж!

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

КОЛЯ , ПРИВЕТ ! МОЛОДЕЦ ТЫ В ДЕРЕВЕ ТВОРЕЦ ! Без спорно , твой труд стоит внимания ! В живую , наверняка , эффектнее! Помню , когда у тебя гостевал , ты рельефы не плохие стругал . Вспоминаю ТВОЁ оформление Банка . И вдруг другой жанр и техника ! Что привело ? НО ВОПРОС : висят 4 бормашины , но не вижу ПЫЛЕСБОРНИКА ! Как ты решаешь эту ПРОБЛЕМУ ? Игнорировать её НЕ СТОИТ ! Я тоже по молодости не обращал внимания ! И ЗРЯ ! ВСТРЕТИМСЯ , РАССКАЖУ ПОДРОБНЕЕ ! Но в в интересном твоём старании ЖЕЛАЮ УДАЧ ! БУДИШЬ В МОСКВЕ , ЗАХОДИ ! С УВАЖЕНИЕМ , МИХАИЛ .

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Парни привет. Александр благодарю. Рад что вы поняли, а прикиньте сколько людей ещё не понимают этого. Практически все думают что это покрашено, а другие думают что это пластик. Клей применяется обычный столярный ПВА только хороший. Сергей по поводу склейки как я уже говорил, методом подгонки, долго описывать придёт время я покажу но чуть позже .

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

МИХАИЛ ДОБРЫЙ ДЕНЬ. ДА Я ВСЁ ЭТО ПОМНЮ КАК ВЧЕРАШНИЙ ДЕНЬ, КОГДА ВЫ БЫЛИ У МЕНЯ . ДАСТ БОГ СКОРО ДУМАЮ УВИДИМСЯ И ОБО ВСЁМ ПОГОВОРИМ. ГОВОРЯТ ВЫСТАВКА БУДЕТ В МОСКВЕ ВЗРОСЛАЯ, МЕНЯ ПРИГЛАШАЮТ С РАБОТАМИ. НО Я ДОЛЖЕН ВСЁ ОБГОВОРИТЬ ВРОДЕ ЗАВТРА, ПОТОМ СПРОСИТЬ РАЗРЕШЕНИЯ У КЛИЕНТА, АЖ ТОЛЬКО ПОСЛЕ ДАТЬ ТОЧНЫЙ ОТВЕТ. И. СПАСИБО МИХАИЛ .

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

. только плюсы. очень понравилось.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Коля привет, просмотрел с удовольствием, отлично качественно снято, вспомнилось как в твоей мастерской мы с тобой и Юрой пили чай с можжевеловыми веточками из раритетного твоего чайника. Что дальше планируешь ? Я так понимаю эти работы уже закончены ?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Все очень понравилось. Огорчает только что у такого замечательного Мастера нет замечательной ленточной пилы (позволит пилить точнее, быстрее и ажурнее ) , а ленточная шлифмашинка возьмет на себя рутину, освободив время для творчества.Наилучшие пожелания и дальнейших успехов.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Жека привет . Да самый жир это фасады я закончил, но работы ещё много и проект не закончен . Андрей добрый день. По поводу ленточной пилы, было время в 2013 году уже договорился с ребятами что вот на днях возьму и вот казалось бы желание сбудется, как один мой знакомый предложил мне свою пилу поработать, попробовать что и как..Поработав на ней я понял что не нуждаюсь как в перво необходимости в ней, а вот шлиф машина ручная есть но пользуюсь принципиально другим способом и на это есть свои причины, а особенно когда нет света как работать. Тут как раз все навыки и пригодились. Просто теперь такая работа в такой технике продолжатся будет у меня, но не в такой скорости. И весь кайф в том когда ты представляешь себе, если бы не было того или иного, как выйти из положения. И ты находишь интересные варианты, удивляясь. Что оказывается можно справится воспользовавшись другими идеями. Но все эти пилы ленточные, это здорово. Они действительно очень облегчают работу и палюбасу я в скором возьму такую себе, но не сейчас.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Да уж,терпения при такой резьбе автору не занимать Интересно,брака много выходит?Торец ведь вещь хрупкая

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Александр только увидел ваш комент. да бывает но очень в маленьких деталях. Бывает с рук бором зацепит и куда то за борт киданёт, больше 3х минут не ищу лучше новое сделать чем потратить время на поиски и всё равно по новому задубасить. А вообще стараюсь делать за один раз всё чётко, это у меня спортивный интерес, смогу ли сделать так что бы не сломать и это придаёт азарт. А самое главное для себя понял, когда захочу . ПОЛУЧАЕТСЯ. ))).

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Мелкие детали можно держать в ювелирных тисочках или приклеивать клеевым пистолетом к импровизированному держателю

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Строительство
0 комментариев
No Image Строительство
0 комментариев
No Image Строительство
0 комментариев
Adblock detector